Возник по просьбе бразильских банкиров и стал любимым напитком солдат во время Второй мировой: история Nescafe
В 2021 году Nescafe — крупнейшее подразделение Nestle и бренд, который оценивается больше чем в $20 млрд. По собственным данным компании, в мире каждую секунду выпивают более 5000 чашек напитка.
Растворимый кофе
Первый напиток, похожий на современный растворимый кофе, появился в 1771 году в Великобритании. Его называли «кофейным компаундом», и чтобы его приготовить, нужно было смешать жидкие или сухие концентраты с горячей водой.
В 1890 году продавец кофе из Новой Зеландии Дэвид Стрэнг получил патент на процесс преобразования зёрен в растворимые гранулы. Он обдувал готовый напиток горячим воздухом до тех пор, пока вода не испарится. У порошка был срок хранения больше, чем у обычного кофе, и его было удобно транспортировать. Изобретатель продавал продукт в своей стране под брендом Strang’s Coffee.
В 1910 году изобретатель из Бельгии Джордж Луи Вашингтон первым начал массово производить растворимый кофе. Он запатентовал собственный метод, но вкус растворимого напитка был хуже приготовленного из свежеобжаренных кофейных зерен.
Вашингтон создал компанию G. Washington Coffee и назвал продукт Red E Coffee. После вступления США в Первую мировую войну в 1917 году спрос на растворимый вариант резко вырос. Военные США скупали более 80 тысяч тонн порошка в день, более половины из них производил G. Washington Coffee. Компания доминировала на рынке растворимого кофе в США до начала 1940-х годов — появления Nescafe.
Создание Nescafe
Кризис в Бразилии
В конце 1920-х годов Бразилия была крупнейшим производителем кофе в мире, выращивающим больше половины мирового урожая, а также имела огромные запасы зёрен. Как писало Time, государство хранило более 13 млн мешков, что было равно среднегодовому урожаю.
На кофе приходилось 70% доходов Бразилии и только около 450 крупных землевладельцев владели большей частью пригодных к употреблению сельскохозяйственных земель в стране. Каждый из около 100 плантаторов получал более $50 тысяч в год, с учётом инфляции сегодня это было бы примерно $700 тысяч.
По информации Time, большинство владельцев проводили три месяца в году в Париже, три месяца в своих особняках в Рио-де-Жанейро, а остальные полгода находились на плантациях.
Чтобы цены на кофе оставались высокими и землевладельцы были довольны, правительство страны регулярно покупало и удерживало часть годового урожая, беря ссуды в иностранных банках. Купленные в плодородные годы зёрна оно продавало в годы плохого урожая и таким образом регулировало ценообразование.
В октябре 1929 года произошло обвальное падение цен на акции в США, что послужило началом Великой Депрессии. Цена на зёрна резко упала почти на 90%, а выручка Бразилии с продаж рухнула с $445 млн в 1929 году до $180 млн в 1930 году. К концу того же года кофейный сектор находился в состоянии банкротства.
Запасы кофе, которые бразильское правительство копило годами, стали бесполезными. Европа и США больше всего пострадали от кризиса, а они были важными экспортерами. Падения цен привело к отмене контрактов по всей Бразилии, без потенциальных покупателей кофе скапливался на складах. Страна стала сжигать запасы и сбрасывать в море, чтобы повысить цены, зёрна даже стали использовать в качестве топлива в локомотивах.
Nestle создаёт растворимый кофе
В конце 1929 года компания Banque Française et Italienne pour l’Amerique du Sud обратилась к своему бывшему сотруднику — главе швейцарской Nestlé Луи Дапплю. Банкиры сказали, что после кризиса и падения цен у них остались большие запасы нераспроданного кофе на складах в Бразилии. И спросили, можно ли превратить эти запасы в «кубики растворимого кофе» с длительным сроком хранения.