Возить придётся самолётами вместо фур, а это другие деньги: что меняется в цветочном бизнесе без импорта из Нидерландов
Исторически закупать цветы на голландской бирже было проще и дешевле, чем напрямую у производителей. Руководители лавок и цветобаз рассказывают, какой теперь может быть логистика и как это повлияет на наличие и качество товаров в магазинах.
8 апреля Евросоюз опубликовал пятый пакет санкций против России, в котором ограничил экспорт цветов, а также клубней и луковиц растений. Разрешить поставки товаров из санкционного перечня страны-члены Евросоюза могут, но только если решат, что те нужны для гуманитарных целей. Цветы же, считают в BFM, не тот случай.
Среди «запрещёнки» оказались розы, рододендроны и азалии, импорт которых из Евросоюза, по данным федеральной таможенной службы России, составил в 2021 году порядка $220 млн. А ещё часть зелени для букетов и тюльпанные луковицы, две трети объёма которых везли из Голландии.
Общий импорт срезанных цветов в России в 2021 году составил $492,1 млн.
Экономических предпосылок для таких санкций гендиректор исследовательской фирмы «Технологии роста» Тамара Решетникова не видит. Местные цветоводы, по её словам «Коммерсанту», не конкурировали с европейскими и лишь часть продукции сбывали из России в соседние страны СНГ. Так что запрет на цветы — это нечто вроде ограничений на поставку товаров для роскоши, говорит она.
Сколько цветов импортировали
Цветы в России преимущественно импортные — либо сами срезы, либо посадочный материал: клубни, луковицы, саженцы. По данным ассоциации «Теплицы России», привезённых цветов в России примерно 80%. А посадочный материал для ходовых роз и тюльпанов и вовсе на 100% импортный: он завозится из Голландии и Германии.
То же подтверждают и магазины в разговоре с vc.ru. В Uflor полагают, что импорт в России составляет более 60%, и сама страна закупает 70% срезанных цветков мира. Доля зарубежных растений в ассортименте Kimbirly Flowers составляет 80%.
Посадочный материал, по словам директора лавки и оптовой базы «Зеленогорск» Олеси Гвоздевой, вообще практически весь закупался в Европе. Чаще всего саженцы необходимо менять только раз в пять лет. Другой вопрос, успели ли цветоводы их заранее закупить. Если нет, то весной 2023 года магазины рискуют остаться без ходовых в марте тюльпанов, полагают Гвоздева и вице-президент «Теплиц России» Александр Литвиненко.
Из Голландии к нам возили ранункулюсы, сирень, анемоны, тюльпаны, гиацинты, нарциссы, пионы, стабилизированную зелень, крашенные сухоцветы, шамелациум, эустомы, огромное количество сортов кустовой и одноголовой хризантемы, орхидеи цимбидиум, фаленопсис, ванду, дельфиниум, тропические листья в букеты, писташ. Екатерина Бурлакова, владелица магазина Kimbirly Flowers Kimbirly Flowers
Несмотря на то что запрет только ввели, магазины уже сталкивались с трудностями при импортных закупках — например, гвоздик и гортензий. Об этом рассказала хозяйка магазина «Цветочный Микс» Елена Кравченко. И то же подтверждают в новосибирской цветочной лавке, которая в беседе с vc.ru пожелала сохранить анонимность: «Товар уже не выезжает, а остатки не резиновые».
Почему цветочникам так важна Голландия
Голландия — крупный транзитный хаб и целая цветобиржа для российских цветочников. «Они не столько выращивают сами, сколько многое привозят к себе на перепродажу. И строили они эту систему не одно десятилетие», — говорит владелец лавки из Новосибирска. Именно через Нидерланды в Россию попадали цветы и зелень из Кении, Колумбии, Израиля и Эквадора.
В самой Голландии можно взять цветы на аукционе, а если закупаетесь напрямую с плантаций из других стран, то самолёты всё равно приземляются в Амстердаме и уже оттуда перегружаются в фуры и сухопутно едут в Россию. Цены были низкие, поэтому даже с высокими логистическими расходами покупать там цветок было выгоднее. Екатерина Бурлакова владелица магазина Kimbirly Flowers
Голландия брала на себя обработку заказов, собирала целые самолеты цветов из других государств и после отправляла клиентам. Если запреты вступят в силу, оптовики, вероятно, решат везти цветы напрямую из Кении, Эквадора и Колумбии. Однако чтобы перевозка «отбилась», нужно будет нагружать целые самолёты, говорят в новосибирской лавке.