Восьмимесячные младенцы освоили служебные слова
Французские ученые выяснили, что уже в возрасте восьми месяцев маленькие дети могут различить в языке служебные слова и слова с лексическим значением, основываясь на их частотности. Для этого исследователи провели шесть экспериментов, используя псевдоязык, состоящий из частотных слов, обозначающих служебные слова, и менее частотных — тех, которые обозначали обычные существительные. Младенцы, которые еще не умели говорить, смогли правильно определить грамматические категории, и поняли, что более частотные служебные слова должны идти в начале предложения, а также должны быть закрытым классом, пишут ученые в Current Biology.
Первые слова в лексиконе ребенка — всегда существительные, что очень логично: в первую очередь язык — это средство коммуникации, а необходимую маленькому ребенку коммуникативную функцию (например, привлечь внимание матери) выполняют именно существительные. Служебные слова (артикли, предлоги, местоимения и другие) играют уже более второстепенную роль — от них полностью зависит понимание ребенком грамматики родного языка. Непонятно, однако, когда именно у ребенка возникает понимание, что такое — лексическая единица, а что — служебная: еще до того, как выучена функция первого артикля или предлога, или уже в процессе.
Служебные слова — довольно консервативные языковые единицы, которые в первую очередь отличаются своей частотностью и небольшой длиной (в соответствии с законом краткости Ципфа — взаимосвязанными параметрами). Ученые под руководством Джуди Жервен (Judit Gervain) из Университета Париж Декарт решили проверить, зависит ли понимание младенцами разницы между служебными и другими языковыми единицами от частотности — и если да, то в каком возрасте оно проявляется.