Вопреки всем бедам: как российские модные бренды преодолевают кризис
Теплая зима, коронавирус, спад покупательской активности и еще 33 несчастья. Эпидемия, ставшая причиной кризиса, ударила даже по самым сильным игрокам модной индустрии, что уж говорить о локальных дизайнерах. Расспросили CEO пяти российских компаний, как они справляются.
Герои
Иван Хохлов, CEO 12STOREEZ
12STOREEZ – один из самых успешных и сильных игроков на российском рынке, имеющий десятки магазинов по России, также активно развивающий онлайн-формат. В данный момент это единственный российский бренд, насчитывающий 1 миллион подписчиков в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). В команда 12STOREEZ работает более 400 человек. В 2019 году бренд запустил мужскую линию одежды.
Анатолий Цоир, совладелец Arctic Explorer
Бренд верхней одежды, основанный в 2013 году Анатолием Цоиром и Ксенией Чилингаровой, дочерью знаменитого ученого, полярника Артура Чилингарова. Марка представлена не только в России, но и в США, Японии, Европе и даже странах Латинской Америки.
Александр Маланин, основатель бренда «ОЛОВО»
Мужской бренд, переосмысляющий советскую военную униформу. В коллекциях присутствует не только базовая одежда, но и отдельная спортивная линия, обувь и аксессуары.
Арина Разинская, основательница бренда FCEIGHT
Новый проект, сделавший ставку на коллаборации. Марка привлекает художников и дизайнеров, предоставляя полный карт-бланш для творчества, отвечает за ассортиментную линию и производит коллекции, которые продает в своем магазине на Патриарших прудах.
Кирилл Ступченко и Алексей Сорокин, основатели Vatnique
Молодой монобренд из Петербурга, специализирующийся на куртках. Реализация продукции осуществляется преимущественно в онлайн-режиме.
Теплая зима
Иван Хохлов, 12STOREEZ: «Из-за теплой зимы в конце сезона у нас были большие остатки пуховиков и теплой одежды. Обычно верхняя одежда в 12STOREEZ к началу распродажи уже раскуплена, а в этот раз многим повезло: все, кто хотел купить пуховик на следующую зиму, сделали это».
Арина Разинская, FCEIGHT: «Зимой у нас была масштабная распродажа, и по ее итогам могу сказать, что пальто, которые обычно быстро распродаются, а порой и не доживают до распродаж, даже с учетом снижения цен пользовались меньшим спросом, чем обычно».
Кирилл Ступченко и Алексей Сорокин, Vatnique: «С самого начала мы делали ставку на универсальность продукта. Он всесезонный, поэтому ни аномально теплая зима, ни холодное лето не влияют на устойчивый уровень продаж».
Александр Маланин, «ОЛОВО»: «На нашем бренде аномально теплая зима отразилась минимально. У нас ограниченная сезонная капсула, как правило, все модели классического дизайна, без привязки к трендам. Поэтому климатические условия не повлияли на план продаж. Коллекция в этом году продана на 85 %».
Анатолий Цоир, Arctic Explorer: «Аномально теплая зима, конечно, сказалась на продажах. Однако для международных продаж это был не единственный фактор: повлияло также банкротство крупных ретейлеров, таких как Barneys».
Кризис
Иван Хохлов, 12STOREEZ: «До 15 марта ситуация была стабильной, бизнес чувствовал себя как и раньше. За день до этого мы собирались с командой, чтобы обсудить кризисные сценарии на случай, если ситуация усугубится. Эти сценарии строились из расчета, что вместо запланированных 120 % мы получим 80 % роста – на тот момент прогнозы были таковы.
Уже через два дня мы увидели резкое падение трафика в торговых центрах и снижение продаж на 50% к предыдущей неделе.
Вот тогда и поняли, что наши кризисные сценарии были не такими уж кризисными».
Арина Разинская, FCEIGHT: «Кризис, вызванный пандемией, я почувствовала две недели назад. Запуск нового проекта планировала на середину марта, а открытие обновленного магазина было запланировано на 19 апреля. Однако примерно в десятых числах марта стало ясно, что при нынешних условиях и собственные приоритеты, и интерес аудитории смещены».
Александр Маланин, «ОЛОВО»: «Мы наблюдаем кризис в общем снижении покупательской способности, а именно видим, как уменьшается средний чек наших постоянных клиентов и сокращается в принципе количество посетителей. В настоящий момент процент изменения не такой существенный – он варьируется в пределах 10–15 % для этих показателей».