Теория поколений
Согласно популярной теории, с нынешнего, 2025 года, начали рождаться представители нового поколения – бета. Как появились люди X, Y, Z, альфа и чем они отличаются в разных странах?

Бумеры, зумеры, миллениалы… Эти термины из популярной теории поколений мелькают в сообщениях СМИ и мемах, ими оперируют социологи, маркетологи, специалисты по подбору персонала и преподаватели. Суть ее в том, что каждые полтора-два десятка лет на смену одному поколению приходит другое, личности представителей которого формируются под воздействием иных важных событий и процессов. Люди любят себя классифицировать, поэтому теория поколений с ее терминологией так прижилась в мире. Правда, когда создатели теории, американские писатели и консультанты в сфере социологии и демографии Уильям Штраус и Нил Хау, выпустили в 1991 году первую книгу на эту тему, они вели речь в основном об истории США. Причем все это – определение границы между поколениями на временной шкале, выявление их характерных особенностей и формирующих событий – было только частью авторской концепции.
В чем проблема с Пророками, Странниками, Героями и Художниками
В своих трудах Штраус и Хау попытались выделить в развитии общества повторяющиеся циклы из четырех стадий: Подъем, Пробуждение, Спад и Кризис. И так же, по их мнению, сменяли друг друга четыре архетипа поколения, соответствующие этим периодам: Пророк (родившиеся в период Подъема, выросшие к периоду Пробуждения), Странник (родившиеся в период Пробуждения), Герой (родившиеся в период Спада), Художник (родившиеся в период Кризиса). На эти циклы накладываются индивидуальные названия поколений: так, беби-бумерам соответствует архетип Пророка, поколению X – Странника, миллениалам – Героя, зумерам – Художника, а поколению альфа по этой логике должен снова соответствовать архетип Пророка. Штраус и Хау прослеживали эти циклы аж до Англии XV века, поскольку европейская «ветвь» родословной жителей США тянется преимущественно оттуда. Однако чем хуже ситуация с грамотностью, чем меньше скорость распространения информации, тем уже круг людей, которых можно назвать одним поколением, – связанных общей культурой и опытом. Эту классификацию не раз критиковали не только за однобокость, но и за многочисленные натяжки: чтобы подтвердить положения о циклах, авторы довольно произвольно выбирали исторические события в качестве ключевых, формирующих специфику периода и взрослеющего в это время поколения. С тем же, что в обществе по крайней мере XX–XXI веков каждые лет 15–20 накапливаются критические изменения, из-за чего новые поколения заметно отличаются от предыдущих, спорить трудно. Впрочем, эта идея не нова: задолго до Штрауса и Хау ее развивал социолог Карл Манхейм; в первой трети XX века он выделил факторы, создающие