Рыбное дело
Вероника Осипова, художница из маленького поселка Ноглики на севере Сахалина, владеет уникальным мастерством – она создает картины из рыбьей кожи
Мы сидим в мастерской художницы Вероники Осиповой, и нас окружает множество картин – законченных или существующих пока лишь в виде набросков. Вероника Владимировна по национальности уильта. Это один из самых малочисленных народов в мире – примерно человек триста. Культура этого кочевого народа, испокон веков живущего на Сахалине, тесно связана с оленеводством. Но в период лососевой путины уильта активно заготавливали рыбу. Рыбой не только питались, но и использовали в других целях – например, изготавливали из ее кожи одежду, обувь, мешки, сумки. Отталкиваясь от традиций предков, Вероника Владимировна разработала собственный вид искусства. Она создает из рыбьей кожи картины-аппликации. В ее руках этот необычный материал преображается – на картинах возникают лес и море, люди и звери, сценки из повседневной жизни коренных народов Сахалина и сказочные сюжеты.
Как вы пришли к этому виду искусства и к столь необычной технике?
Во многом от предков. Традиция работы с рыбьей кожей для Сахалина исконная. Интерес к ней появился у меня в детстве, когда я посещала художественную школу в селе Некрасовка. Там мы, в частности, изучали прикладное искусство коренных народов. Позже я покинула родной край – уезжала в Хабаровск, где получила специальность модельера-конструктора швейных изделий. А когда спустя несколько лет вернулась в родные Ноглики, то устроилась на работу преподавателем в художественную школу и по совместительству – художником в мастерскую по производству сувениров. Тогда-то я и вспомнила, что есть такой интересный материал – рыбья кожа. Появилась мысль: а что если поработать с ней? Начала экспериментировать, понемногу набирая необходимый опыт – и пошло-поехало.