Тайные символы на картинах с Мадонной

Вокруг светаКультура

Роза без шипов

Самая популярная женщина мира – Дева Мария. И каждый предмет в ее руках или окружающем ее пространстве изображен не случайно. Как понять, какое именно послание «отправил» художник зрителям?

Текст Оксана Санжарова

Дева Мария далеко не сразу обрела титул Богородицы и Царицы Небесной. И это неудивительно, ведь из четырех евангелистов только двое – Лука и Матфей – писали о чуде зачатия Иисуса и его детстве. Но христианам хотелось знать больше, чем сообщали скупые тексты апостолов. Поэтому уже во II–IV веках появились апокрифы, посвященные детству Иисуса и его семье.

Хотя первые изображения Марии датированы примерно III веком, ее официальная иконография начинает развиваться с V столетия, после того, как в 431 году Третий Вселенский Собор в Эфесе наконец-то постановил именовать ее Богородицей. В последующие века в религиозном искусстве Дева Мария прошла путь от изображения без нимба и статуса «престол Мудрости» (где «мудрость» – Иисус, а «престол» – колени его матери) до почитания, почти сравнимого с почитанием самого Христа.

Вариантов изображений Марии в европейском искусстве бесконечно много: со святыми, с цветами и плодами, с животными и птицами… И у каждого иконографического типа – свое назначение и название: «Маэста» – она же «Величание», «Аннунциата» – «Благовещение», «Иммакулата» – «Непорочное зачатие», «Лактата» – «Млекопитательница», «Глориоза» – «Во Славе», «Ассунта» – «Вознесение» и другие.

Неканоничный канон

Огромная картина, некогда украшавшая флорентийскую церковь Всех Святых (ит. Оньиссанти) была создана Джотто по канону иконографического типа «Маэста» – что значит «величание», «прославление». Иконография «Маэста» происходит от «Богоматери Одигитрии» («указующей») – изображения, по преданию, написанного самим святым Лукой. Иисус, похожий пропорциями на уменьшенного подростка, а не на младенца, – правой рукой благословляет мир, а в левой сжимает свиток.

Чтобы «Мадонна указующая» стала «Мадонной величаемой», ее достаточно усадить на трон и окружить ангелами, а если ее вместе с престолом поднять в небо, обведя миндалевидным ореолом-«мандорлой», – она станет «Мадонной во Славе».

Джотто ди Бондоне, «Маэста» («Мадонна Оньиссанти»). 1306– 1310 гг. Дерево, темпера, сусальное золото. 325х204 см. Галерея Уффици, Флоренция

Схема «Маэста» Джотто – канон. Его Мадонна – Царица Небесная – сидит на троне. (1) Ангелы несут ей вазы с лилиями – символом девственности Марии (2) – и алыми розами (3) – жертва Христа; протягивают золотой венец (4) и драгоценный ларец (5). И при этом она – одна из первых «неканоничных» Мадонн, потому что Джотто, художник, открывший дверь Возрождению, написал ее материальной и плотной, с живым взглядом и румяным, чуть улыбающимся ртом.

Непростые драгоценности

Пьеро делла Франческа. «Мадонна ди Сенигаллия». Ок. 1474 г. Дерево, масло. 61х53,5 см. Национальная галерея, Урбино

Эта картина Пьеро делла Франческа – великолепное совмещение традиций и новаторства. С одной стороны, художник пишет узнаваемый тип «Богоматерь Одигитрия» (Иисус чинно благословляет зрителя) и в то же время – очень скромный вариант «Маэста»: ангелы (6), стоящие позади Мадонны, напоминают о ее статусе Царицы Небесной. С другой стороны – Пьеро делла Франческа отважно вводит в божественный мир тщательно выстроенную перспективу, прекрасную светотеневую лепку тел и реалистичный дневной свет. И все символы, добавленные в картину, – это одновременно и носители глубокого смысла, и детали, гармонизирующие колорит.

Так, красное платье Марии (7) напоминает о цвете крови Христовой, ее синее покрывало или верхнее платье (8) – о небесной чистоте (также Богородица может быть в белых одеждах в сцене «Благовещения» или «Поклонения Младенцу» и в черных – в сцене «Распятия» и «Оплакивания»).

Роза (9) – царица цветов и один из символов Марии. Белая – указывает на ее девственность. О чистоте и невинности напоминают и белые пеленки (10). Жемчуг (11) – снова один из символов Девы, которая, подобно раковине, выносила драгоценную жемчужину – Иисуса. Украшения из коралла (12), как на Младенце, детям надевали еще в Древнем Риме. Христиане нагружают коралл дополнительными смыслами: он цвета крови Иисуса, а его веточки бывают похожи на крест – значит, он отличный амулет от сглаза. Да и режущиеся зубки о такую подвеску чесать удобно.

Кровь, корона и сонм верующих

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении