Чем каталонцам не угодила Испания?

Вокруг светаОбщество

Развод и девичья фамилия!

Если для скандала уже не нужен повод, обсуждение семейных дел оборачивается взаимным шантажом, а обмен оскорблениями заканчивается рукоприкладством, значит, супруги на грани развода. Все эти симптомы налицо в отношениях не особенно чуткого Испанского государства с его порывистой Каталонской автономией

Текст Анна Папченко

«Свободу политзаключенным!» — огромная желтая надпись встречает на вокзале приезжающих в Жирону, «самую каталонскую» провинцию Каталонии. Отсюда подруга Жина везет меня к себе в деревеньку Ла-Тальяда д’Эмпурда с населением 450 жителей. Желтые надписи сопровождают нас вдоль шоссе: они на ограждениях, эстакадах, прямо на асфальте. «Наш деревенский комитет делал. По ночам», — сообщает Жина и посвящает меня в секретные подробности деятельности Комитетов защиты республики (Comitès de Defensa de la República, CDR), которые, разумеется, останутся в секрете. Разглашу лишь, что эта добровольная деятельность безобиднее «тимуровской» — даже с хулиганами не дерутся.

От надписей и желтых же ленточек пестрит в глазах, когда мы въезжаем в Ла-Тальяду. Им вторят желтые полосы флагов-эстелад движения за независимость, вьющихся чуть не над каждой дверью. Желтый цвет в Каталонии используется как символ солидарности с теми, кто попал под горячую руку Мадрида, взбешенного вопиющим ослушанием «благоверной»: ей запретили референдум о независимости, так она хитростью провела. Девять человек посадили по обвинениям в подстрекательстве к мятежу и превышении служебных полномочий.

Как трепетная мать, самопровозглашенная Каталонская Республика, забыв о внутренних противоречиях, бросилась на защиту своих питомцев. Жинин сосед, отставной полицейский, вывесил на фасаде дома портреты «девяти» и сильно увеличенную фотографию собственного живота с синяками — профессиональное освидетельствование побоев, полученных в день плебисцита.

Оскорбление действием

В тот день, 1 октября 2017 года, каталонцы ловко обдурили испанскую полицию: 10 тысяч урн для голосования были оплачены неким частным лицом, тайно доставлены из Китая во Францию и переправлены через государственную границу под нелепым предлогом, что из них будут строить самый большой в мире пластиковый замок. Потом эти урны перекочевали в почти пять тысяч избирательных участков для незаконного, по мнению Мадрида, голосования.

Вполне возможно, что полицейское руководство, проворонившее операцию такого масштаба, обозлил издевательский маневр с урнами. Так или иначе, не очень многочисленные жители Ла-Тальяды, собравшиеся воспользоваться одной из них по назначению, в шоке наблюдали, как полтора десятка до зубов вооруженных гвардейцев выбивали сапогами дверь мэрии, чтобы лишить их этой возможности. Сапогами досталось в том числе Жининому соседу — их бывшему коллеге. Урну увезли с мигалками, оторопевшие жители поехали голосовать на другие участки. Из-за этого в соседнем с Ла-Тальядой селе Вержес явка составила аж 103,49 %. Из 859 избирателей только 18 проголосовали против отделения от Испании.

Все эти факты наперебой излагают члены Жининого семейства, дружно уставляющие закусками большой обеденный стол. Артишоки по-каталонски, местные коричневые оливки, жиронская сладкая колбаса бутифарра: Каталония, может, и строптивая жена, но образцовая хозяйка.

— Меня эти дела никогда не волновали, — говорит Вивьен, жена Жининого брата, француженка. — Но когда муж вернулся после разгона избирателей, я впервые увидела, как он плачет. И я поехала в Вержес вместе с ним и проголосовала за.

Муж Вивьен, здоровяк Руже, раскладывает по тарелкам жаркое из кабана, которого, кажется, мог бы завалить одной левой. Но он не охотник, полкабана ему подарил сосед. Руже замариновал подарок в красном вине и тушил полдня для обеда в честь восьмилетия дочери. «В Вержесе мэрия в самом центре, туда на джипах не проедешь, да и народу побольше, вот полицейские и не сунулись», — добродушно поясняет он, и мне сложно представить его в слезах.

Стол накрыт во дворе старинной масии (традиционного сельского дома), в самом центре Ла-Тальяды. Одна из массивных каменных стен сооружения — общая с деревенской церковью. В свое время дед Руже и Жины — человек набожный, в отличие от внуков, но такой же патриот Каталонии — срубил самый мощный кипарис в саду в дар приходу, на фигуру святого Гальдерика, покровителя каталонских крестьян. В XVIII веке Гальдерика насильно подменили общеиспанским святым Исидором. В конце XX местные таки «выдавили» Исидора с алтаря. Дело было сразу после смерти Франко — при диктаторе за такое грозил расстрел.

— И сейчас живем, как при Франко! Мадрид пытается нас кулаками запугать! — говорит Руже, и с ним соглашаются все присутствующие, несмотря на явное преувеличение. Но к десерту, домашнему каталонскому крему и каталонскому же игристому — каве — в дружном семейном хоре намечаются разногласия. Старшее поколение, которое не понаслышке знает, как жилось при диктатуре, готово простить испанскому государству оскорбление действием и остаться в «семье». Младшее уверено: рукоприкладство — это точка невозврата, даже если просто «замахнулся». Накаляющуюся обстановку разряжает именинница Лара, которая требует, чтобы гости посетили ее «салон аквагрима». На лбу каждого «клиента» она рисует желтую ленточку.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Прага: Отдых с чистого листа Прага: Отдых с чистого листа

Самый романтичный, самый мистический, самый фотогеничный город Европы

Вокруг света
Евразийский ответ олимпийскому комитету Евразийский ответ олимпийскому комитету

Когда Всемирные игры кочевников заменят олимпиады

Русский репортер
Дар Богдана Дар Богдана

XVII век был полон неудачных бунтов, исключение — восстание Богдана Хмельницкого

Дилетант
Синдром манекенщиц, или Как я победила анорексию Синдром манекенщиц, или Как я победила анорексию

Синдром манекенщиц, или Как я победила анорексию

Psychologies
Так думают женщины о... Так думают женщины о...

Очередная попытка выяснить, чего хочет женщиина

Playboy
Семейная реликвия Семейная реликвия

Озеро в Псковской области – Синовино

АвтоМир
Разделённые Разделённые

Сегодня разделённые страны составляют значительную часть современной карты мира

Дилетант
Как скачивать музыку и видео из соцсетей без запретов? Как скачивать музыку и видео из соцсетей без запретов?

Как сделать себе загрузчики, неподвластные антипиратской политике

CHIP
Прожигатели жизни Прожигатели жизни

Жители Валенсии ежегодно 19 марта сжигают в ритуальных кострах миллионы евро

Вокруг света
Конфликты в паре: 3 признака, что мы хотим от партнера невыполнимого Конфликты в паре: 3 признака, что мы хотим от партнера невыполнимого

Как распознать завышенные требования к партнеру

Psychologies
5 книг о деструктивной любви: современный взгляд 5 книг о деструктивной любви: современный взгляд

Книги современных писателей о токсичных отношениях

Psychologies
По нижнему краю. Как падение цен на пиво стало проблемой По нижнему краю. Как падение цен на пиво стало проблемой

По нижнему краю. Как падение цен на пиво стало проблемой

Forbes
Фанаты, которые изуродовали себя, чтобы стать похожими на кумиров Фанаты, которые изуродовали себя, чтобы стать похожими на кумиров

Почему не стоит тратить миллионы, чтобы стать похожим на своего кумира

Cosmopolitan
Чужие ожидания. Из-за чего ваша карьера не сложилась Чужие ожидания. Из-за чего ваша карьера не сложилась

Отрывок из книги МакАлистера Брайана «Дорожная карта»

Forbes
Тень Березовского: почему Абрамович стал угрозой для общественной безопасности в Швейцарии Тень Березовского: почему Абрамович стал угрозой для общественной безопасности в Швейцарии

Неприглядная изнанка крупного российского бизнеса

Forbes
Что ожидать от Недели моды в Нью-Йорке Что ожидать от Недели моды в Нью-Йорке

Раскрываем секреты сезона весна-лето 2019

Vogue
8 секретов успеха от Лены Лениной 8 секретов успеха от Лены Лениной

Грамотное создание образа – мощная штука

Лиза
Лас-Лахас, Колумбия Лас-Лахас, Колумбия

Храм Лас-Лахас два берега реки соединяет на отлично

Maxim
Марсианский обман. Как SpaceX заработает на новой «холодной войне» Марсианский обман. Как SpaceX заработает на новой «холодной войне»

Выиграет ли Илон Маск от участия в новой «холодной войне»

Forbes
Главная партия Главная партия

Балерина Диана Вишнева — о новой для себя роли матери

Vogue
Полис преткновения. Подорожание ОСАГО откладывается Полис преткновения. Подорожание ОСАГО откладывается

Реформу тарифов ОСАГО Центробанк решил предварительно обсудить с Госдумой

Forbes
Когда Россия увидит себя Когда Россия увидит себя

Почему в отечественном кино так мало историй про нашу жизнь

Русский репортер
Мечты, революции, надежды: как розовый стал цветом женской силы Мечты, революции, надежды: как розовый стал цветом женской силы

Мечты, революции, надежды: как розовый стал цветом женской силы

Cosmopolitan
Удар для любителей нефти: два шага к новой энергетике Удар для любителей нефти: два шага к новой энергетике

Можно ли использовать искусственный фотосинтез для получения чистой энергии?

Forbes
«Прачечная-фигачечная» «Прачечная-фигачечная»

«Прачечная-фигачечная». Мысль о прачечной для бездомных сводит жителей с ума

Русский репортер
Alpine A110 Alpine A110

Alpine A110

Quattroruote
6 экзотических лимузинов и другие способы прокатиться с ветерком 6 экзотических лимузинов и другие способы прокатиться с ветерком

На чем прохватить по району, чтобы все скончались от зависти

Maxim
Анонимные трудоголики Анонимные трудоголики

Шнуров, Фернандес, Питт и другие бунтари на ЗОЖе

GQ
10 вопросов, которые стоит задать в конце собеседования 10 вопросов, которые стоит задать в конце собеседования

Собеседование о приеме на работу — это всегда стресс

Psychologies
На шаг позади. Почему мужчины все еще успешнее женщин в карьере На шаг позади. Почему мужчины все еще успешнее женщин в карьере

Как к мировому ВВП можно было бы добавить $28 трлн

Forbes
Открыть в приложении