Спустя 2500 лет атлет остается одним из самых мощных образов в истории искусства

Вокруг светаКультура

Остановись, мгновенье

Бронзовая статуя Мирона «Дискобол» до наших дней не сохранилась, но благодаря любви древних римлян к копированию даже спустя 2500 лет атлет остается одним из самых мощных образов в истории искусства

Текст Семен Мартынов

Мраморную статую атлета откопали в 1781 году на вилле Паломбара на Эсквилинском холме в Риме. Владение влиятельной итальянской семьи Массимо располагалось на месте древнеримской виллы, которую, видимо, и украшала во II столетии нашей эры эта скульптура. Вскоре археолог Джованни Баттиста Висконти нашел в античных источниках описание знаменитой древнегреческой бронзовой статуи, копией которой и оказалась находка с Эсквилина. Это был «Дискобол», в переводе с греческого – «метатель диска», созданный в V веке до н. э. скульптором Мироном. Статуи Мирона изумляли всех реалистичностью исполнения. До наших дней дошли свыше 40 эпиграмм, воспевающих жизнеподобие статуи коровы, которую он изваял. «Кажется, он мог в меди запечатлеть души людей и животных», – писал о Мироне римлянин Петроний Арбитр в романе «Сатирикон». Неудивительно, что работы этого мастера были растиражированы в античном мире. После 1781 года в разных местах обнаружили еще несколько римских копий «Дискобола» и их фрагментов. Однако первая находка, ставшая известной как «Дискобол» Ланчелотти по названию дворца, куда ее поставили владельцы, считается наиболее качественной и хорошо сохранившейся. На основе мраморных копий были сделаны реконструкции бронзового оригинала – созданной Мироном статуи, которая до наших дней не дошла.

И к ее реализму есть вопросы. Поза атлета довольно неестественная: из такого положения рук и ног бросать диск на дальность неудобно. Однако Мирон блестяще справился с задачей, куда более трудной, чем создание реалистичных, статичных, прямо стоящих фигур предыдущей эпохи – архаики. Как пишет археолог Хара Тливери, «главная сложность заключается в том, что все конечности статуи сильно отклоняются от вертикального положения. Соответственно, успех зависит от способности скульптора придать композиции естественный баланс». По ее мнению, именно это имел

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении