Игра с драконами
Хотя маджонг не имеет такого международного признания, как другие игры, изобретенные в Китае, например шахматы или домино, сегодня он известен во всем мире. Даже если не знать правил, с первого взгляда легко узнаются характерные прямоугольные фишки, покрытые иероглифами и необычными символами.
Большинство людей имеют представление о маджонге благодаря одноименному компьютерному пасьянсу с немудреными правилами: все фишки на экране выстроены в пирамиду, которую надо разобрать, постепенно удаляя парные кирпичики, то есть нажимая на фишки с двумя одинаковыми изображениями.
Собственно, «пара» – это базовая комбинация в традиционном маджонге, поэтому умение их быстро вычленять из общего ряда можно считать первым шагом на пути обучения игре. Следующим этапом становится классификация фишек, понимание того, как они называются и соотносятся друг с другом. Особенно если приходится иметь дело с классическим китайским набором без пояснительных европейских маркировок. Новичок обычно первые несколько туров недоуменно смотрит на частокол иероглифов и символов и веселит соседей вопросами вроде «Это цветок или ветер?» или «А что это за птичка?».
Убийство с маджонгом
На самом деле, китайский колорит и красочные картинки, ну и, пожалуй, еще приятный стук фишек об стол – это главные компоненты привлекательности маджонга, потому что сама по себе игра несложная, похожая на многие карточные игры с составлением комбинаций, например джин-рамми или отчасти покер (только без блефа и торговли). По сути, это очень спокойная, медитативная и стратегическая игра. Ее цель не в том, чтобы разрушить планы противников, а в том, чтобы накопить собственное «богатство» – собрать законченный сет комбинаций, называемый маджонгом, или хотя бы накопить определенное количество «дорогих» комбинаций, которые позволят даже при проигрыше не уйти в минус. На пути к этой цели, кроме правильно выбранной стратегии, многое еще зависит от банального везения: раунд длится довольно долго, игроки ходят по очереди, иногда выигрышные фишки просто сами лезут в руки.
Эта неспешность, возможность играть в полмозга, при этом сугубая индивидуальность участников, когда каждый строго за себя без всяких пар и команд, и сделали маджонг одним из самых уютных салонных развлечений ХХ века. Хотя игра, безусловно, является азартной, она не исключает интересной светской беседы, ведущейся прямо под стук фишек.
Описание такого вечера за маджонгом можно встретить в романе Агаты Кристи «Убийство Роджера Экройда», вышедшем в 1926 году. Там главному герою выпадает редчайшая удача – готовый маджонг, пришедший прямо с раздачи. В книге его называют «тинхо», ссылаясь на правила Шанхайского клуба, хотя на кантонском эта комбинация называется «тинь-ву» (Tin-Wu) – «небесная рука». Правда, как ни назови, а счастья доктору Шеппарду этот выигрыш так и не принес.
Маджонг или маджан?
В западном мире маджонг завоевал популярность в 20-е годы прошлого века. Но, вопреки расхожему заблуждению, в самом Китае игра появилась немногим раньше. Хотя ее корни пытаются отыскать едва ли не VI веке до н. э., точное происхождение так и неизвестно. Считается, что прообразом маджонга была карточная игра, появившаяся около XII века, с похожими правилами. Вначале в ней нужно было составлять только цифровые комбинации по мастям, но впоследствии к игре добавились высшие карты с различными фантазийными символами. Когда именно и почему карты трансформировались в фишки, тоже нет точных данных, известно, что игра приблизительно в современном виде получила распространение на юге и юго-востоке Китая под названием «маке», что на кантонском означает «воробей». Вроде бы потому, что стук фишек об стол напоминал щелканье воробьиной стаи. Игра быстро распространилась по всему Китаю, а в конце XIX века ею заинтересовались европейцы.
В английском прочтении игра и обрела свое международное имя mahjong, под которым начала шествие по миру. Интересно, что в соседних азиатских странах более распространено мандаринское название majiang, и в России, куда игра впервые проникла через север Китая, ее изначально называли «маджан» или даже «мацзян», следуя точной транскрипции Палладия.