15 апреля 1874 года. Париж, Франция
Гид путешественника во времени
«Выставка идет хорошо. Это успех. Критика нас поносит и обвиняет в отсутствии знаний», – сообщал художник Камиль Писсарро другу-журналисту Теодору Дюре. Выставка «Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов» открылась 15 апреля 1874 года на бульваре Капуцинок. Известный фотограф Надар недавно перевез оттуда свою студию и бесплатно предоставил друзьям помещения.
Ядро выставки составляли живописцы, чья смелая манера шокировала публику, воспринимавшую их картины как незаконченные: Моне, Моризо, Ренуар, Писсарро, Дега и другие. Их знали как батиньольцев, по названию улицы и квартала, где они проводили время. Перед выставкой Дега предложил именовать союз «Настурцией», в честь бульвара Капуцинок (название монашеского ордена совпадало с названием цветка – capucine). Но идея не прижилась. Неизвестно, под каким названием художники вошли бы в историю, если бы не едкая статья критика Луи Леруа. Больше всего досталось Клоду Моне за его «Впечатление. Восход солнца»: «Ну конечно, "Впечатление"! Я сказал себе – раз меня это так впечатлило, то должно же здесь быть заложено некое впечатление… И какая свобода, какая легкость исполнения! В набросках обоев больше законченности, чем в этом морском пейзаже».
Критик, несмотря на нападки, ухватил суть, и в дальнейшем художников стали называть импрессионистами – уже без всякой издевки.