Включите габариты
Пока индустрия моды рассуждает о важности бодипозитива, Алина Григалашвили изучает, что мешает дизайнерам шить вещи для немодельной фигуры.
Когда в продажу поступил ноябрьский номер Vogue с Джилл Кортлев на обложке, на нашем сайте появился подробный рассказ о том, как Джилл стала самой востребованной, как говорят в модной индустрии, плюс-сайз-моделью. Этот материал писала я — с большой гордостью, потому что следила за Кортлев задолго до того, как она попала в hot list сайта models.com. И с любовью, потому что благодаря ей полюбила свой живот, на котором последний раз видела рельеф примерно десять килограммов назад. Каждый раз, когда Джилл «творила историю» — будучи первой плюс-сайз-моделью на подиуме Fendi или Versace, — я радовалась как ребенок. И нисколько не сомневалась: реальные женщины, которые увидят на обложке модель с растяжками на бедрах, тоже будут рады.
Так и случилось: десятки тысяч подписчиков в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) восприняли обложку на ура, а вот мой текст они разнесли в пух и прах. «Вы шутите? Где здесь плюс? Это нормальный сайз. Подмена понятий». Никакой подмены понятий, конечно, не было. В реальной жизни «плюс» — не равно «ненормальный». А вот в индустрии моды традиционный размер модельного семпла все еще варьируется от 0 до 2, то есть от XXS до XS. И все остальное именуется «плюсом». Особенность Джилл в том, что она отвечает за репрезентацию размеров, которые больше всего распространены в обычном мире и чаще всего игнорируются в модном, — всех тех, что между XS и XL.
При этом у Кортлев такая фигура, что на нее достаточно чуть увеличить традиционные лекала, и одежда будет хорошо сидеть. А вот с размерами выше L или формами, которые не похожи на классические «песочные часы», модные Дома часто не справляются. За последнее время блистательную работу с плюс-сайз-повесткой продемонстрировал разве что Пьерпаоло Пиччоли, у которого на кутюрном показе Valentino весна–лето 2022 ходили модели и маленького, и большого, и среднего размеров. И на всех них великолепно сидели как открытые, так и закрытые платья.
Но это скорее исключение. Женщине с пышной грудью больно смотреть на то, как впивается бра Versace в бюст Прешес Ли на показе весна–лето 2021. Впрочем, оно вонзилось и в грудь Ирины Шейк — потому что крой бюстгальтера не предполагал, что в него будет помещено что-то значительное. А роскошное белое макси Brandon Maxwell из весенней коллекции этого года подвергло Палому Эльсессер эффекту side boob. Грудь просто вываливалась по бокам — и даже наброшенный на плечи модели свитер скрыть этого не смог. Напрашивается вывод: если бы дизайнеры действительно болели за плюс-сайз-моду (или видели реальные риски отказа от работы с крупными размерами), они бы уже призвали в свои команды консультантов — таких же, что отвечают за расовое разнообразие в Gucci и Burberry.
Предыдущий креативный директор Burberry Кристофер Бейли, кстати, предпринимал такую попытку в 2012‑м. Правда, в качестве консультанта по плюс-сайз-дизайну он пригласил Адель, от этого вся затея была больше похожа на пиар-ход. Певица вроде согласилась и даже что-то обсуждала с Бейли, но, судя по тому, что сегодня она весит почти на 50 килограммов меньше, совершить революцию в индустрии ей не удалось. Пришлось худеть — теперь на ней как влитые сидят кутюрные платья Schiaparelli Дэниела Роузберри и ультрамодного молодого дизайнера Харриса Рида.
А пока пошиву одежды на женщин с большими размерами не учат даже в фэшн-университетах. В 2015‑м Джеффри Майер, профессор Сиракузского университета и основатель инициативы Fashion Without Limits, которая разрабатывает для дизайнеров учебную программу с учетом всего спектра размеров, не сумел назвать ни один университет планеты, где подобная программа уже бы существовала. И за последние семь лет ничего не изменилось. Понятно, что любой выпускник факультета моды и дизайна сумеет сшить наряд на условную Lizzo или Барби Феррейру — для этого достаточно просто правильно снять с нее мерки. Но сделать такое платье размера XL, которое будет висеть на рейле в бутике и плюс-минус хорошо сидеть на каждой потенциальной покупательнице, — задача крайне сложная.