Вежливость королей
Эммануэль Бреге — прямой потомок в седьмом поколении великого Абрахама Луи Бреге — о царственных клиентах и механизме дороже золота.
Экономист и бизнесмен Николас Хайек, который в 2000‑х годах спас нашу часовую марку, говорил, что носить часы Breguet — это все равно что иметь при себе шедевр Пикассо. Но если вы меня спросите, знал ли я с детства, что у меня великие предки, — нет, не знал. Может быть, родители боялись, что я зазнаюсь. В итоге открывал все это сам шаг за шагом.
Моим дедушкой был авиаконструктор Луи Шарль Бреге. Автор множества знаменитых машин — от одного из первых автожиров до бомбардировщиков Первой и Второй мировых и первого гражданского двухпалубного лайнера, предшественника Boeing. Он был не только конструктором, но и отважным летчиком, разведавшим в 1914 году для французского генштаба германский прорыв на Марне, и талантливым предпринимателем — в 1933‑м он стал одним из основателей Air France.
В главном французском музее авиации и космонавтики есть несколько сделанных им самолетов, в том числе знаменитый Point d’Interrogation — «Вопросительный знак». На нем французские летчики Дьедонне Кост и Морис Беллонт перелетели в 1930 году Атлантический океан из Парижа в Нью-Йорк. Об авиации отец мне говорил часами, о часах — почти нет.
Я готовился стать историком, учился в Сорбонне. Моим главным интересом было развитие науки и техники в XVIII‑XIX веках. Пришла пора выбрать тему диссертации, и я пошел к своему научному руководителю советоваться. Предлагал ему одно, другое. Тот смотрел на меня в изумлении, а потом воскликнул: «Вы же Бреге!» — «Да». — «Из тех самых Бреге?» — «Да». — «И вы ищете тему для диссертации?! Вот же вам тема, молодой человек, — изучите свою собственную семью!»