В мире иллюзий
Пейзажные краски, портретные вышивки, скульптурные силуэты — Жан Кокто делал искусство модным, превращал моду в искусство и подавал пример остальным.
Жан Кокто — один из главных модников и один из главных агентов влияния на моду ХХ века. Типичный парижский интеллектуал, он с равным успехом писал поэмы и ставил спектакли, снимал кино и рисовал. Несмотря на демонстративные заявления о том, что мода ему наскучила, он не просто дружил и тусовался с лучшими дизайнерами своего времени, не просто сидел в первых рядах модных шоу, но и активно сотрудничал с этими самыми дизайнерами, которых тогда, конечно, называли словом «кутюрье». Его же самого на фотографиях и портретах мы видим истинным денди. Типичный парижанин, живой, тощий, подвижный, с копной кудрявых волос вокруг вытянутого носатого лица, он отлично выглядел и в английском твиде, и в шелковых французских пижамах, любил белые костюмы, жесткие крахмальные воротнички и обувь ручной работы, которую ему мастерили в одном из переулочков Левого берега. Он был типичным представителем парижской богемы во всех смыслах этого слова, ему приписывали романы c первыми красавицами — от княжны Палей до Ли Миллер, прославившейся сначала как модель и муза Мэн Рэя, а затем как фотограф, чьи репортажи с поля боя публиковал во время войны британский Vogue, ну и с первыми красавцами, среди которых главным принято считать Жана Маре, одного из самых красивых актеров французского кино. Кокто всю взрослую жизнь страдал от пристрастия к опиуму и, как ни странно, лечился от него на деньги Шанель, с которой его связывали и дружеские, и профессиональные отношения. Как, впрочем, и с ее главной соперницей — Скьяпарелли. Он всегда был на стороне авангарда, будь то модернизм Коко или сюрреалистические опыты Эльзы. Потому что был убежден в том, что отличие моды от искусства укладывается в простейшую формулу: «Искусство производит уродливые