Танцы со звездами
В Эрмитаже — выставка «Сесил Битон и культ звезд», посвященная великому фотографу моды и портретисту королей, рок-музыкантов и русских танцовщиков.
«Если бы на моем месте сейчас сидел Сесил Битон, он, скорее всего, не слишком внимательно слушал бы то, что вы говорите, зато видел бы все: от рисунка на обоях до малейших жестов, выдающих вашу растерянность, желание что-то скрыть или, наоборот, откровенность. Как сказала одна из его подруг, «если бы в комнате была английская булавка, он бы ее заметил», — говорит биограф Сесила Битона Хьюго Виккерс. — Он мог сорок пять минут охотиться на Мэрилин Монро в гостиничном номере, отснять три пленки, а потом вернуться домой и посвятить ей три страницы своего дневника. Он запечатлевал людей не только на снимках, но и на бумаге, что несколько противоречит моим словам о том, что он бы вас не слушал. Но визуальное восприятие для него всегда было важнейшим».
Каким британский фотограф c феноменально длинной творческой биографией — от 1920‑х до 1970‑х годов — увидел ХХ век и его культовых героев, узнаем этой зимой в Главном штабе Эрмитажа. Это первая большая выставка Сесила Битона в России, и главная задача — представить классика широкой публике. А еще ответить на вопрос: как от элитарности и эксклюзивности моды и звезд мы пришли к масс-маркету и микроинфлюенсерам и при чем тут фотография? «Мы отобрали около ста работ, в том числе самые знаковые, — говорит куратор выставки Дарья Панайотти, — портрет Одри Хепберн, которую он одевал в фильме «Моя прекрасная леди» и получил за костюмы «Оскар»; ранний снимок его сестры Нэнси в образе падающей звезды; кадр из знаменитой серии Fashion is Indestructible («Мода нерушима»), сделанной в Лондоне после бомбежки в 1941 году; Уоллис Симпсон в платье «Лобстер»; фэшн-съемка на фоне работ Джексона Поллока, где Битон проводит параллель между модой и высоким искусством…»