Смертельный номер
Ли Александр Маккуин дома и за кулисами показов, на редких видеозаписях и в воспоминаниях родных и коллег — не пропустите главную модную премьеру осени
Незадолго до смерти, как мы потом узнали, он поступил в магистратуру Школы изящных искусств Феликса Слейда на отделение искусства. Он искал выход», — рассказывает Ян Бонот, режиссер, продюсер и соавтор нового документального фильма «Маккуин», который в ноябре при поддержке Vogue выпускают в прокат компания «Пионер» и ЦУМ. «Он думал, что сказал в моде все, — считает второй режиссер и сценарист картины Питер Эттедги. — Показ «Атлантиды Платона» в 2009 году Маккуин считал своей художественной декларацией и воплощением персональной утопии. Он хотел чего-то нового, но ощущал себя пойманным в ловушку». «Когда ты столько пережил, когда ты вырвался из того мира, который окружал тебя в детстве, когда ты создал британский Дом, способный конкурировать со старинным парижским кутюром, не так-то просто бросить все, собрать чемоданы и уехать куда-нибудь в Марбелью, чтобы начать новую жизнь. И уж точно это было не в духе Ли, — продолжает Бонот. — Он принял очень взвешенное решение. Мы все когда-то умираем. Ли просто поторопил дату своей смерти, навязав ей свои условия».
Называя себя «аутсайдерами моды», режиссеры первыми признают, что их кандидатуры, возможно, не самый очевидный выбор, когда речь заходит о модном байопике. Бонот в 2016‑м снял спортивный боевик «Уличные коты», а еще делал рекламные ролики для Nike и Puma. Эттедги писал сценарии для «Онегина» с Рейфом Файнсом и Лив Тайлер, для документалки «Все или ничего: Неизвестная история агента 007» и кинопортрета Марлона Брандо «Послушай меня, Марлон». «Маккуин» — его дебют в режиссуре. «Мы — рассказчики, а сторителлинг — вне жанров, — говорит Питер. — А еще мы одержимы мифом о Маккуине ничуть не меньше любого модника».
Швейцарец с французскими корнями, Бонот говорит, что переехал в 1990‑е в Лондон во многом из-за Маккуина: «Его чувство стиля стало синонимом и символом жесткой, грубой энергии города, оказавшегося в тот момент на передовой контркультуры». Эттедги не просто восхищается гением Маккуина («Он казался чародеем»), он связан с Ли буквально на генетическом уровне. Отец Питера, покойный Джозеф Эттедги, возглавлял британскую торговую империю Joseph. «Папа одним из первых стал продавать вещи Маккуина, после того как Изабелла Блоу взяла его на один из ранних показов. Помню, как отец умирал, я был рядом, и тут объявили о гибели Маккуина. Так что для меня Ли всегда находился очень близко и осязаемо». Неудивительно, что, получив предложение снять фильм о дизайнере, оба автора — они были знакомы и до этого — немедленно сказали да.