Особый взгляд
Женского кино не существует. Женщин-режиссеров с каждым годом все больше. Дебютантки «Кинотавра» — о своих фильмах, русских дизайнерах и честности с собой и зрителями.
Ксения Зуева
«Это история любви, которая столкнулась с реальностью взрослого мира», — говорит режиссер Ксения Зуева о своей драме «Вмешательство» про девушку с полным набором отягчающих жизнь обстоятельств — от пятиэтажки и сиротства до парня-абьюзера, — которая влюбляется в спасшего ей жизнь кардиохирурга. «В фильме случилось расщепление моей личности на каждого из персонажей, — говорит режиссер. — Но большая часть меня отразилась в героине — она подлинная и честная». Главную роль сыграла Аня Чиповская, у которой на «Кинотавре» (прошедшем при поддержке ювелирного бренда Mercury) случился бенефис.
У Ксении, впрочем, премьер было не меньше. Помимо режиссерской работы (уже второй, в 2017 году вышла семейная драма «Близкие») еще две актерские: в комедии «Хандра» и в «Конференции» Ивана Твердовского про бывших заложников «Норд-Оста», где Ксения на разрыв сыграла дочь главной героини. «Мы с Иваном работали над образом человека с сильной психологической травмой. Невроз, склонность к алкоголю, сутулость, спазмированная мимика, взвинченность — ее отличительные черты», — говорит 30‑летняя москвичка в черном бомбере с закатанными до локтей рукавами, обнажающими татуировки на запястьях, в узких джинсах и высоких ботинках, которая в начале интервью выбирает стул подальше и повыше, но к концу расслабляется и пересаживается на диван.
«Быть в контакте с собой — мой смысл жизни с тех пор, как я разрешила себе стать режиссером, — говорит Зуева. — Я в детстве все время слушала аудиокниги и рисовала комиксы про то, что слышу. Но тогда я не знала, что в 17 лет можно пойти на режиссуру и рассказывать о первой любви или отношениях с родителями, как это делает Ксавье Долан. Дело в том, что возраст для режиссера не важен. Если ты можешь передать, как лампочка мигала в подъезде, когда парень говорил тебе, что он тебя больше не любит, если можешь сделать зрителю так же больно, как было тебе, значит ты художник. Но я тогда об этом не догадывалась, поэтому пошла в Щуку на актерский».
Выросшая в Лефортово конца 1990‑х, Ксения в институте играла тургеневских девушек и понимала, что все не то. На третьем курсе впервые поставила самостоятельный отрывок как режиссер. А потом начала писать сценарий «Близких» — драмы о несчастливой семье, живущей в хрущевке, и бабушке, чье исчезновение заставляет потомков посмотреть друг на друга новыми глазами.