Охота к перемене места
Инъекция современного искусства изменила парки, памятники и пляжи Риги навсегда. Новое лицо латвийской столицы открывает комиссар первой рижской Биеннале современного искусства Агния Миргородская.
Я все думала, почему чувствую себя в Риге как дома, а потом поняла — она напоминает родную Петроградку!» — повернувшись спиной к средневековому Старому городу, Агния Миргородская увлекает меня в район начала ХХ века, застроенный легендарным рижским югендстилем. Рига тогда лопалась от богатства — порт, заводы, чиновники, купцы.
Агния — комиссар первой рижской биеннале RIBOCA, которая проводится при поддержке ее отца-мецената Геннадия Миргородского, президента Северо-Западного рыбопромышленного консорциума. Отучившись в Институте искусств Sotheby’s в Лондоне, Агния Миргородская всерьез задумалась о деле всей жизни. Направление задал друг семьи, галерист Емельян Захаров: биеннале современного искусства там, где этого еще не делали, и там, где это действительно нужно. Северные корни Агнии подсказали: Рига, точка между родным Петербургом и Вильнюсом, откуда родом мама. Город, куда в последнее время из русскоязычного пространства стремительно перетекает наиболее кипучая жизнь, переезжают самые смелые медиа и культурные инициативы — от «Медузы» до «Артдокфеста».
Мы идем по улице Альберта — главной витрине местного модерна. Она похожа на кондитерскую: что ни здание — то торт с кремовыми излишествами барельефов и балконов, украшенный желтой, оранжевой, красной, ярко-голубой мастикой. Главный виновник местной высоко-углеводной застройки — архитектор Михаил Эйзенштейн, отец классика кино Сергея (будущий режиссер, родившись в одном из этих зданий, навсегда возненавидел нажористую эстетику чрезмерности). «Нажористый» — подходящее слово! — смеется Агния. — А вот и мой любимый дом: если вы посмотрите наверх — увидите завораживающе большие лица. Они как будто смотрят — то ли на тебя, то ли куда-то вдаль».