Немножко нежно
Режиссер лирических мелодрам «Русалка» и «Про любовь» Анна Меликян решила попробовать себя в жанре триллера с остросоциальной повесткой — в марте она выпускает «Фею». Но без любви не обойдется и тут — куда без нее?
Ты всегда улыбаешься?» — «А чего грустить-то?.. Да просто рот у меня не закрывается в расслабленном состоянии», — объясняет утомленному успехом разработчику компьютерных игр (Константин Хабенский) спасенная им — без особой, впрочем, охоты — девушка-активистка (Екатерина Агеева). И конечно, улыбается до ушей, глядя сияющими глазами на мир и на главного героя, и учит его безмолвную дочку смотреть на проблемы с точки зрения космоса. Она плоть от плоти фирменных меликяновских героинь: очаровательных, трогательных, нелепых, будто свалившихся с неба. Такую играла Маша Шалаева в «Русалке» (2007), а Тинатин Далакишвили в «Звезде» (2014). В новой «Фее» они тоже есть — вместе с главной героиней борются за все хорошее. «Я их оживила! — смеется Анна. — Этих своих восторженных, искренних мартышек. Теперь они живут все в одной квартире и больше не будут меня тревожить».
Судя по «Фее», тревожит Анну совсем другое. В столице орудует фашистская группировка, которая убивает представителей меньшинств и заимствует символику «Коловрата» — суперпопулярной игры про славянского воина, придуманной героем Хабенского. Девушки устраивают акции в поддержку животных, женщин и политзаключенных. И только Хабенский увлекается Андреем Рублевым. Остроактуальная повестка, довольно неожиданная для Анны, прежде воспевавшей любовь и хипстерскую Москву.
«Для меня дух времени неважен, я рассказываю истории, — Меликян сначала мягко все отрицает, но быстро переходит к стадии принятия. — У меня не было задачи показать героиню с активной жизненной позицией. С другой стороны, когда занимаешься творчеством, часто делаешь что-то неосознанно. Я же социально неактивная абсолютно. Я это без гордости говорю. Живу в своем домике, в мире иллюзий, придумываю истории, на площади не выхожу. Я бы, может, и не хотела замечать всего происходящего, но оно такое яркое, так громко бьется мне в дверь, что, даже если хочешь сидеть в своей сказке, уже не получается. Это же тоже часть мира, в котором я живу. И я реагирую вот так — через кино, это тот инструмент, который у меня есть. А могла бы выйти на площадь, как делает огромное количество людей».
Когда реальность постучалась настолько сильно, что не обращать внимания стало невозможно? «В день, когда арестовали Кирилла Серебренникова, у меня была премьера «Про любовь 2». И я прямо со сцены позвала всех отправиться на следующий день в суд. Сама себе удивилась, конечно, настолько это было на меня непохоже, но, видимо, тогда наступил тот предел, когда дальше уже стало невозможно. Может, потому что я представила, как он снимает кино, а его приходят и, как преступника, забирают с площадки… А вообще мне хотелось бы жить в мире, где я занимаюсь только искусством. То есть осмыслять жизнь, получать какой-то опыт и возвращать свои знания обратно в мир».