Клановая экономика
Семейные бренды, царившие в моде, особенно в итальянской, в ХХ веке, все чаще рекрутируют не очередных отпрысков рода, а дизайнеров и управленцев со стороны. В чем проблема? В масштабах бизнеса или, может, в самой идее семьи?
В 1950‑х Оттавио и Розита Миссони открыли в ломбардийском Галларате трикотажную мастерскую, в 1960‑х придумали свой лихой зигзаг, а в 1970‑х уже гремели с ним на весь мир. Еще спустя два десятилетия к делу подключились трое детей: Витторио — как управленец, Лука и Анджела — как дизайнеры. А там и третье поколение подоспело. Да, на красных дорожках Missoni в разные годы выгуливали Эмбер Валлетта, Николь Ричи и София Вергара, но главным и самым надежным амбассадором уже лет двадцать остается внучка основателей Дома, прекрасная Маргерита. Которая, впрочем, не ограничилась представительскими функциями и скоро присоединилась к дизайн-команде.
Миссони даже не пришлось придумывать историю о той самой эталонной итальянской семье, где все дружны, регулярно собираются за большим столом ради задушевных разговоров и пасты, а еще вместе ведут дела, — они и были такой семьей. И неплохо капитализировали свою образцовую семейственность. В 2010 году, например, почти полным составом появились в рекламной кампании собственного бренда, снятой Юргеном Теллером дома у Оттавио и Розиты. «Господи, пусть они меня усыновят!» — примерно так писали тогда в сети. Усыновить всех желающих Миссони, ясное дело, не могли. Зато могли продать им по кардигану из тончайшего трикотажа, а вместе с ним — причастность к «самой милой семье на свете», как однажды короновал ее The New York Times. К слову, это случилось уже после того, как клан в течение полугода лишился и дедушки Оттавио, и папы Витторио — самолет, на котором он вместе с женой и друзьями летел из Лос-Рокес в Каракас, пропал с радаров, а через пять месяцев в Карибском море нашли обломки воздушного судна и останки пассажиров.
В мае 2021‑го Анджела объявила об уходе с позиции креативного директора Missoni, которую заняла почти четверть века назад, придя на место Розиты. И теперь нового креативного директора (правая рука Анджелы, Альберто Калири, эту роль временно взял на себя) ищут не на ветках семейного древа, а в Милане и Париже. Маргерита Миссони, когда-то казавшаяся очевидной преемницей для своей мамы, даже не участвует в гонке; она выбыла — буквально! — еще в марте, когда было решено заморозить вверенную ей в 2018‑м линию M Missoni.
Безусловно, Миссони ушли, чтобы остаться. Дела бренда — и без того не идеальные — ухудшились на фоне пандемии (за год выручка снизилась на 33 %!), и его нужно было спасать. По крайней мере — «стряхнуть пыль», как это обозначил СЕО Ливио Проли. А для этого нужна новая кровь — та, что не водица, с задачей уже не справляется. Анджела, в конце концов, останется президентом компании, а Маргерита наверняка еще не раз поддержит семейное начинание в своем инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). И все же это конец эпохи: на подиуме и в лукбуках нас теперь ждет Missoni после Миссони. Сказка о трех поколениях «за станком» закончилась.