Алиса в стране чудес
Актриса Алиса Хазанова дебютирует в роли режиссера: в прокат выходит ее фильм «Осколки», снятый в Нью-Йорке. О пути из Большого театра в большое кино Хазанова рассказала Vogue.
С Алисой мы беседуем буквально на краю света — в Южно-Сахалинске. Она прилетела сюда работать в жюри Сахалинского кинофестиваля, и в этой ситуации есть немалая доля иронии. Гран-при получила «Аритмия» Бориса Хлебникова, русский близнец ее режиссерского дебюта «Осколки», который в ноябре выходит в российский прокат. Собственно, присутствие фильма Хлебникова облегчает Алисе ответ на вопрос, зачем надо было снимать историю кризиса отношений непременно в Америке? И как выглядел бы фильм, если бы его герои жили в России? «Ну, как «Аритмия», — смеется Хазанова.
«Осколки», где Алиса единственная россиянка в кадре, остальные — голливудские актеры второго эшелона, рассказывают историю пары, пойманной в ловушку кризиса отношений. Но кризиса, не отягощенного внешними обстоятельствами. Тут нет ни алкоголизма, ни изматывающей работы, ни финансовых проблем — в общем, никаких русских испытаний. Брак героев «Осколков» превратился в рутину пустого раздраженного повторения одних и тех же сцен и реплик сам по себе. И в этом трагический реализм. Хазанова могла бы кивать на «День сурка» или «Вечное возвращение» Киры Муратовой, но «Осколки» имеют в виду не другие фильмы, а настоящую жизнь.
«Я присутствовала при похожих ситуациях, — говорит Алиса, объясняя, откуда взялись те пустопорожние разговоры, которыми ее герои пытаются заполнить возникающее между ними отчуждение. — И в какой-то момент поймала себя на том, что от всего этого возникает какое-то тоскливое чувство. — Не понимаешь почему, начинаешь анализировать и видишь, что живого разговора нет. Вот сидят симпатичные люди, они считают себя компанией друзей и специально собрались, но не могут говорить о том, что их волнует по-настоящему. То есть они специально выбрали такую форму для общения».
Светская пустота — это только часть мозаики, из которой сложилась циклическая структура «Осколков». В ход на самом деле пошло все когда-то увиденное, подсмотренное или пережитое самой Хазановой, то есть фильм — это в итоге результат многолетних наблюдений за живой природой отношений, не только супружеских.
«Все началось три года назад, — говорит Алиса. — Сначала был набор заметок. Рассуждения эти, конечно, не складывались в какую-то одну историю. Потом я познакомилась с Майклом». Майкл — это тридцатилетний Майкл Куписк, сценарист «Осколков». Фильм Хазановой для него — первая «нормальная» работа, до этого он, как и всякий молодой человек, пробивающий себе дорогу в мире кино, занимался всем понемногу: играл в сериалах и фильмах категории Б, помогал в организации съемок, в том числе Сергею Беспалову, продюсеру, работавшему с Билли Бобом Торнтоном, Робертом Родригесом и Ренни Харлином. Беспалов их и познакомил в Лос-Анджелесе.