Внешний мир — галлюцинация. Как наш мозг создает реальность
Наше общение построено на историях. Понаблюдайте за собой: вы все время рассказываете кому-то забавные случаи из жизни, печальные примеры из опыта, сплетни и слухи, новости. Даже в любви признаетесь, объясняя как и когда конкретный человек стал вам дорог. Из таких историй складывается общий сценарий нашей жизни. И успех часто зависит от того, насколько хорошо мы умеем его пересказывать другим. Но почему? Так устроен человеческий мозг, отвечает в своей новой книге «Внутренний рассказчик» автор нашумевшего бестселлера «Селфи» Уилл Сторр. Механизмы, по которым он запоминает, обрабатывает информацию, связывает друг с другом разные ее части, подчинены четкой логике: той, что сценаристы и писатели называют «логикой нарратива».
Reminder публикует с сокращениями отрывок из книги Сторра — о том, как мозг преобразует данную нам в ощущениях реальность в привычный и комфортный для нас мир.
Чтобы рассказать историю вашей жизни, мозг должен сотворить в вашем воображении пригодный для жизни мир во всем его многообразии красок, звуков, объектов и движения. Персонажи художественных произведений существуют в деятельно создаваемой реальности — так же, как и мы. Правда, это не вписывается в наше представление об осознанно живущем человеческом существе и его ощущениях. Мы ощущаем себя так, будто зорко и свободно обозреваем из своих черепов окружающую нас реальность. Но дело обстоит иначе. Мир, который мы воспринимаем как «внешний», на самом деле является реконструкцией реальности, построенной внутри наших голов. Это творение мозга-рассказчика.
Вот как это работает. Вы заходите в комнату. Ваш мозг прикидывает, каким образом это место должно выглядеть, звучать и пахнуть, и создает галлюцинацию на основе своих предположений. Эту галлюцинацию вы и воспринимаете как окружающий мир. Это в ней проходит каждая секунда, каждый день вашего существования. Вам никогда не суждено познать подлинную реальность, поскольку у вас нет к ней прямого доступа. «Представьте себе весь этот прекрасный мир вокруг вас, все его краски, звуки, запахи и фактуры, — пишет нейробиолог и беллетрист, профессор Дэвид Иглмен. — Ваш мозг сам не ощущает этого. На деле он заперт в безмолвии и мраке под сводом вашего черепа».
Такую реконструированную галлюцинацию реальности иногда называют созданной мозгом «моделью» мира. Разумеется, эта модель должна сколько-нибудь точно отражать мир вокруг, иначе мы бы натыкались на стены при ходьбе и вонзали бы себе вилки в шею. Чтобы так не ошибаться, нам даны органы чувств. Они кажутся нам невероятно могущественными: глаза — хрустальными окнами, через которые мы обозреваем мир во всей полноте оттенков и деталей; уши — раструбами, беспрепятственно пропускающими шум жизни. Но опять дело обстоит иначе. Органы чувств сообщают мозгу весьма ограниченную и неполную информацию.
Возьмите глаз, наш основной орган чувств. Если вы вытянете руку и посмотрите на кончик большого пальца, то это все, что вы сможете разом увидеть в высоком разрешении и максимальном цвете. Цвет исчезает в 20–30 градусах от этой точки; за ее пределами все кажется нечетким. У вас два слепых пятна, каждое размером с лимон, и вы моргаете от пятнадцати до двадцати раз в минуту, что ослепляет вас на 10% от времени бодрствования за всю вашу жизни. Вы даже в трех измерениях видеть не можете. Тогда почему же зрение кажется нам таким совершенным? Частично ответ на этот вопрос заключается в одержимости мозга изменениями. Широкая расплывчатая область вашего зрения чувствительна к изменениям в рисунке и текстуре, а также к движению. Как только в ней фиксируется неожиданное изменение, ваш глаз направляет в его сторону свой крошечный высокочувствительный детектор, представляющий собой 1,5-миллиметровое углубление в центре сетчатки. Это движение, известное