Владимир Зеленский пришел ответить на базар
Как прошла большая пресс-конференция президента Украины в Kyiv Food Market
Президент Украины Владимир Зеленский проводит пресс-конференцию на рынке Kyiv Food Market. Она длилась более 14 часов. Главные заявления Зеленского — в обзоре РБК
О Донбассе
- «Когда меня выбрали президентом, хочу напомнить, какого Зеленского выбирало общество — президента, который остановит войну. И я остаюсь этим человеком. Моя главная цель и главная линия — я такой человек — я хочу остановить войну <…>. Та часть людей, которые чувствуют себя украинцами, должны знать, что мы их не оставляем, мы их не бросаем, мы их вернем вместе с территориями. Это наш план А. План Б — все, кто чувствует себя украинцами, если будет длинный путь с возвращением территорий, приоритетом все равно будут люди. Мы должны им обеспечить возможность быть здесь».
- «Пока мы говорим только о «нормандском формате». <...> Нам надо смотреть друг другу в глаза, понять, кто что хочет и какими реальными шагами, как мы можем закончить войну. Мы очень хотим. Если вы тоже — давайте встречаться. Встречаться мы можем в двух форматах — «нормандском формате» и в ходе прямой встречи с президентом России. Про встречу с президентом Российской Федерации никто не говорит, потому что все против. <…> Дата [встречи в «нормандском формате»] сегодня зависит и от нас с вами. И по поводу даты хочу сказать, что, к примеру, вчера я говорил с канцлером Ангелой Меркель, мы поднимали этот вопрос, они будут обсуждать это с французской стороной, а потом предложат дату российской стороне».
- «Если мы не сможем найти диалог на «нормандском формате», я открыто скажу об этом. Если я увижу, что все готовы, мы будем говорить о выводе войск и так далее. Если же нет, если будет речь о том, что мы не сможем контролировать выборы, я приду к вам и скажу, что мы будем искать другой вариант».
- «Я не могу сказать, сколько мне на это понадобится времени (на разрешение конфликта в Донбассе — РБК), я думаю, что мы больше года в целом, как мы начали говорить в новом формате «Минска», новой группой в минском процессе, больше года, мне кажется, мы не можем терять».
О встрече в «нормандском формате»
- «Я думаю, что мы получим дату на следующей неделе. И я думаю, что дата [проведения саммита] будет в этом году, думаю, что в ноябре».
О готовности на односторонние шаги для нормализации отношений с Россией
- «Смотрите, я позвонил президенту Российской Федерации Владимиру Путину, у нас произошел обмен. Все звонки совершал я. С меня корона не упадет, у меня ее, слава богу, и нет, потому что я действительно хочу закончить войну. Я считаю, что с нашей стороны и были первые шаги навстречу <...> Дальше обе стороны должны закончить войну, обе стороны должны хотеть сесть в том или ином формате, встретиться, начать говорить, закончить войну, изменить риторику, перестать говорить, что нас нет, это ваш внутренний конфликт, сами решайте и так далее — ну так результата добиться сложно».
- «Авиасообщение — я говорил, что считаю очень странным, что поезда у нас ходят, а самолеты не летают. У нас, кстати, из-за этого банкротятся авиакомпании <...> Конечно же нам это невыгодно, но наши люди должны этого хотеть, это важно».
О разговоре с Трампом
- «Все эти истории с оружием и Burisma, они никак не связаны. <…> Они заблокировали помощь еще до нашего разговора. Но в разговоре об этом речи не шло, я об этом не знал. Уже потом я разговаривал с министром обороны, и он сказал, что у нас есть проблема, у нас заблокировали эти деньги. Когда мы говорили с Трампом, этого вопроса не было совсем. Когда мне уже сказал министр обороны, я знал, что этот вопрос я буду поднимать в Польше, и я поднял этот вопрос с вице-президентом [США Майком Пенсом]. Я ему сказал, что это невозможно, пожалуйста, повлияйте на это. У нас была хорошая встреча, и после нашей встречи Америка разблокировала. Так что шантажа не было, потому что это не было предметом нашего разговора».
- «Я не хочу вмешиваться никаким образом в выборы независимой страны, США. Выбирайте своего президента сами, а вы тоже не будете влиять на выборы в независимой Украине».
- «Я сказал, что сейчас у меня есть своя команда. Но что это значило? Важно, я говорил по-украински. Что есть человек, честный на 100%, — это мой человек — человек из моей команды. Я сказал, что я готов в этой истории с отставкой прокурора разобраться, конечно, связаться, с кем необходимо. Мы не намерены ничего прятать. Я не думаю, что это какое-то проявление коррупции в нашем случае. Каждый случай злоупотребления должен по закону быть расследован. В этом нет коррупции. <…> Я хотел бы, чтобы то, что сказал Трамп, с точки зрения закона комментировал не я, а ваше законодательство. <…> Я не могу оценивать действия другого президента, которые основываются на законе другой независимой страны. Я не буду комментировать законность действий президента другой страны».