Везение и невезение: что привело к аварии самолета Falcon
Разбившийся в горах Афганистана cамолет, похоже, вообще не должен был выполнять этот рейс
Как сообщают различные специализированные СМИ, у обоих пилотов были свидетельства частных пилотов (по-английски — Private Pilot License, или PPL), которые не дают права выполнять коммерческие перевозки, можно только летать самому или возить с собой людей бесплатно.
В данном случае речь идет о медицинской эвакуационной перевозке: заболевшую месяц назад в Таиланде женщину решено было перевезти в российскую больницу. Ее сопровождал муж и двое медицинских работников. Вряд ли владелец самолета предоставил его бесплатно, хотя, конечно, это нельзя исключать.
Не будем углубляться в правовые аспекты, у компетентных органов есть гораздо больше возможностей собрать информацию. И нет сомнений, что ее сейчас тщательно изучают, так что выдвигать предположения не имеет смысла.
Самый маленький «Сокол»
Falcon 10 — самый маленький бизнес-джет, когда-либо бывший в производственной программе французской компании Dassault Aviation.
Ее основатель Марсель Дассо стал известным авиаконструктором и владельцем собственной компании еще до Второй мировой войны, когда его фамилия была Блох. Он сменил ее в 1949 году на псевдоним своего брата, бригадного генерала и одного из руководителей французского Сопротивления. Dassault известна как первый производитель бизнес-джетов в Европе: первый Dassault-Breguet Mystere 20 взлетел в 1963 году. В 1966 году компания вышла на американский рынок, и самолеты получили название Falcon, в переводе с английского — «Сокол».
Falcon 20 был джетом среднего класса, рассчитанным на 8–14 пассажиров. Когда на рынке появился интерес к более скромным моделям, Dassault спроектировала модель Falcon 10, который также называли MiniFalcon. Новый тип, рассчитанный на 4–7 пассажиров? совершил первый полет в декабре 1970 года. Его выпускали до 1989 года и сделали 226 экземпляров.
Falcon 10 так и остался самым маленьким бизнес-джетом Dassault. Сейчас компания специализируется на более крупных моделях с большой дальностью и конкурирует с двумя другими производителями люксовых бизнес-джетов (если забыть о том, что вообще все бизнес-джеты — это уже сегмент люкс, VIP, superpremium и т.д. в авиаперевозках) Gulfstream и и Bombardier. Это условная «большая тройка» на очень узком рынке. В этом сегменте четырехместный бизнес-джет нужен примерно как Smart под брендом Maybach или как персидский ковёр размером 9х12 см.