Вера в математику: свежие венчурные тренды и лучшие стартапы с Techcrunch SF Disrupt
Что бы ни говорил Джейми Даймон, глава JP Morgan, о криптовалютах, это уже полноценная часть мировой экономики, которую можно пытаться контролировать, но практически невозможно запретить и уж тем более не стоит игнорировать. Одно из доказательств тому — мероприятие Techcrunch Disrupt, которое прошло в Сан Франциско на прошлой неделе. Весь первый день на нем был посвящен теме криптовалют, ICO (Initial Coin Offering) и блокчейну. Да и в следующие два дня эти слова звучали чаще, чем какие-либо другие. Но все же в традиционной битве стартапов победил проект далекий от всего этого.
Когда-то люди поверили в ракушки и бусины, а потом в кусочки металла, придумали им ценность, начали обменивать на товары. То же самое происходит с цифровыми деньгами сегодня. Один из идеологов этого процесса, охватившего новой «золотой лихорадкой» весь мир — основатель некоммерческого фонда Etherium Виталик Бутерин — инопланетянин, как охарактеризовал его собеседник на TechCrunch Disrupt в Сан Франциско, глава AngelList Наваль Равикант (Naval Ravikant). И правда, юный гений, который создал Etherium в 19 лет, выглядит на сцене чужеродно в своей футболке с тремя летающими тарелками и котиком в очках, оседлавшим ламу-единорога.
Идеи Виталика такие же экстраординарные и невероятно притягательные. Его интервьюер предположил, что пришло время массового перехода в новую веру — от фиатных денег с их «In God We Trust» в виртуальную экономику, построенную на вере в науку и математику, живущую по принципу «In Math We Trust», и Виталик с этим охотно согласился. Он также отметил, что есть множество людей на планете, которые считают, что даже правительство будущего должно быть цифровым, а не только экономика. Собеседники пофантазировали на тему того, когда проекты на основе блокчейн смогут заменить масштабные финансовые институты, подобные Visa и Wall Street.
Основатель Etherium уверен, что это может случиться уже в ближайшие пару лет, а еще спустя 2 года блокчейн-аналоги получат массовое распространение. По словам Бутерина, возможности технологии и протоколов Etherium далеко не исчерпаны. Сейчас они используются в основном для создания криптовалют и фандрайзинга, но в будущем станут основой для множества других приложений. Один из примеров потенциального применения смарт-контрактов — платформа, подобная Kickstarter, в которой система правил написана так, что деньги вкладчиков возвращаются в их кошельки автоматически, если проект не набрал нужную сумму финансирования.
Глава Y Combinator, Сэм Альтман, который вышел на сцену позже, был очень вдохновлен тем, что ICO открывают возможность людям с небольшим количеством денег инвестировать в стартапы, также как это делает Kickstarter. Он сказал: «Меня сильно беспокоит то, что богатство, которое мы создаем в Кремниевой Долине становится все меньше и меньше доступно всему остальному обществу. Технологии, которые на практике могу демократизировать эту сферу — отличная вещь». Но при этом он не питает иллюзий, отмечая, что среди проектов, выходящих на ICO все больше скама. Сэм Альтман убежден, что эту сферу необходимо жестко регулировать и относиться к ней, как к «пузырю», но с «чем-то реальным» внутри.
Рассказывая о трендах в венчурном мире глава YC отметил свой большой интерес к Китаю. «Множество талантливых предпринимателей, с которыми я общался в последнее время были оттуда», — сказал он. То есть больше не стоит снисходительно относиться к Поднебесной, и считать, что там могут лишь копировать разработки и идеи, созданные в других странах. Китайские предприниматели — сильные претенденты на деньги венчурных фондов и бизнес-ангелов. Y Combinator поймал этот тренд и, как признался глава компании, планирует значительно усиливать свое влияние на этом рынке.
Венчур против крипты
Многие традиционные венчурные капиталисты включили блокчейн-токены в портфель активов и смотрят на них, как на инвестиции с повышенным риском, а значит возможностью высокого дохода. Дан Мохед (Dan Morehead) из Pantera Capital, фонда с капиталом в $100 млн, рассказывает, что его компания внимательно следит за всеми происходящими ICO, но их становится слишком много. На одной из прошлых недель было анонсировано 65 проектов с новыми цифровыми монетами. На подробное изучение каждого из них просто не хватает времени.
Он объясняет, что обычная схема венчурного инвестирования и вход в проект во время ICO — это очень разные инструменты. Если в первом случае можно глубоко погрузиться в проект, провести процедуру due diligence, то во втором часто потенциальным вкладчикам доступна лишь информация на сайте и White Paper — один документ с описанием идеи. Чтобы снизить риски, фонд вкладывается в те проекты, в которых токен — это ключевая технология и действительно необходим. Вместо due diligence специалисты фонда изучают опыт команды, способность воплотить задуманное в реальной жизни. После ICO взаимодействие инвестора с проектом происходит также, как и всегда — фонд помогает подобрать кадры, завязать нужные связи, познакомиться с потенциальными клиентами и партнерами, дает рекомендации по развитию бизнеса. При этом, Дан Мохед считает, что, возможно, криптоэкономика сделает процессы финансирования настолько прозрачными, что такие фонды, как Pantera Capital перестанут иметь смысл и исчезнут.
Стив Джурветсон (Steve Jurvetson) -- один из самых известных венчурных инвесторов Кремниевой Долины уверен, что это последнее, о чем стоит беспокоиться. Он больше переживает насчет того, что это слишком легкий способ получения денег, и вокруг него закономерно возникает много фрода. При этом он рад возникновению ICO, как нового механизма финансирования множества идей, которые вряд ли могли бы получить инвестиции от традиционных венчурных организаций.