Венеция 2019: как «Джокер» стал главным фильмом Венецианского фестиваля
Вне зависимости от грядущего распределения призов.
Первый фильм по мейнстримовому комиксу в главном конкурсе старейшего в мире кинофестиваля (экранизаций комиксов нишевых можно вспомнить сколько угодно – та же показанная и победившая в Каннах «Жизнь Адель», но вот истории Marvel и DC все-таки всегда были в другой, не фестивальной лиге) – казалось, что это со стороны Венецианского фестиваля и его директора, Альберто Барберы, решение скорее политическое, в очередной раз утверждающее Венецию в качестве главной для Голливуда европейской площадки. Будут большие очереди на показы, приедет Хоакин Феникс, все хорошенько пофотографируются. Все так, только «Джокер» оказался главным (по сути, главный приз ему, скорее всего, не достанется и достаться не может) фильмом фестиваля этого года. Именно он точнее всего выразил волнующую авторов сегодня повестку, именно с ним хочется сравнивать другие фильмы программы, складывающиеся теперь в узор, главное в котором – тема несправедливого устройства мира.
Джокер – самый таинственный персонаж вселенной DC, герой без имени и биографии, этимология его злодейства тоже, в общем, вызывает вопросы. Но режиссеру Тодду Филиппсу именно это счастливое обстоятельство позволило создать фильм, свободный от ограничений комиксового канона. Фильм, в котором нашлось место отсылкам к «Таксисту» и «Королю комедии» Мартина Скорсезе, к наследию Чарли Чаплина и классическими джазовым стандартам, к американской клоунской традиции и особенной культуре американского стэндапа, большой индустрии развлечений,