«Велнес-мания»: как Селеста Барбер дает нам очередной урок здорового отношения к телу
Весной 2023 года на платформе Netflix вышел сериал «Велнес-мания», в главной роли — блогер и комик Селеста Барбер, которая уже много лет активно пропагандирует здоровое отношение к собственному телу и высмеивает идеализацию стандартов красоты. Современная сериальная индустрия не первый раз размышляет на тему бодипозитива и восприятия женщинами своей внешности, но еще никто не делал это с такой самоиронией, как Барбер.
За историю кино мы не раз наблюдали, как актрисы набирают десятки килограммов или худеют (или набирают вес, а затем весь мир следит, как они похудели) ради больших ролей в кино. Так делала Шарлиз Терон ради фильма «Монстр», за который получила «Оскар». Так делала Рене Зеллвегер ради «Дневника Бриджит Джонс», создав до сих пор любимый для массового зрителя образ женщины, которая не вписывается ни в какие стандарты, но компенсирует это обаянием.
Но каждый раз эти эксперименты со своим телом представлялись миру как нечто неестественное: пожертвовать красотой и худобой ради карьеры — лишь временная мера. И к выходу на красную ковровую дорожку актрисы обязаны избавиться от лишнего, все исправить, чтобы снова выглядеть конвенционально. И героиню Зеллвегер зрителю в 2001 году, эпохе идеальных топ-моделей, предлагалось полюбить, несмотря на ее якобы «лишний вес» (что из 2022 года, эпохи бодипозитива, кажется комичным). То есть, с одной стороны, фильм транслировал идею, что быть женщиной со среднестатистическими формами — это нормально, будто снимая стигматизацию с миллионов людей. Но на деле, за кадром, все ждали, когда актриса снимет с себя «лягушачью шкуру» и снова станет «принцессой» в размере XS.
За 20 лет изменилось очень многое: развивающийся во всем мире тренд на бодипозитив помогает постепенно снижать общественное давление на женщин, в медиа все чаще поднимается вопрос о вреде конкурсов красоты как для взрослых, так и для маленьких девочек; ролевыми моделями для нового поколения становятся не идеальные женщины с подиума, а звезды, которые отстаивают свое право не подстраиваться под устаревшие стандарты, — среди них, например, певица Лиззо, актриса и поп-музыкант Селена Гомес или комик Селеста Барбер.
Однако уровень бьюти-буллинга в жизни и социальных сетях все еще чрезвычайно высокий — например, каждый третий россиянин, согласно опросу, сталкивался с травлей из-за внешности в школе. Звезды все еще массово ставят знак равенства между худобой и красотой, только теперь путь к совершеству лежит не через вредные для здоровья и психики диеты, на которых сидели модели 1990-х и нулевых, а через то, что называется сегодня обобщенным термином ЗОЖ.