Великая стройка. Удастся ли Путину не упустить «исторический шанс»
Владимиру Путину выпал наконец исторический шанс — окончательно решить жилищный вопрос в России. Здесь для президента есть, конечно, понятный азарт, но вот означает ли «решение жилищного вопроса» с точки зрения власти его настоящее решение — это совсем неясно
Охватить и упорядочить появившееся после изменения Конституции море возможностей за одно совещание не получится, не выйдет и за два, но все-таки хотя бы самое главное президент Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому планированию и национальным проектам назвал: здоровье, образование, комфортная среда обитания, достойный труд (включая предпринимательство) и цифровая трансформация.
Все это, безусловно, очень хорошие, старые добрые цели. Хороши они в первую очередь тем, что достигать их можно вечно. Как выглядят абсолют хорошего образования или тем более достойные условия труда, все равно никто в точности не знает.
И все-таки в этом ряду замечательных целей одна выбивается особо. Это цель обеспечения россиян жильем. И она уже находится на расстоянии вытянутой руки: «У нас есть исторический шанс в обозримые сроки, абсолютно понятные, может быть, впервые за всю историю России кардинально решить жилищный вопрос», — обрадовал Владимир Путин участников совещания, а вместе с ними и всех нас.
В этом случае лучше забыть, что об этом историческом шансе, именно в такой формулировке, Путин говорил еще восемь лет назад. Тогда шанс был хотя и исторический, но все-таки, видимо, какой-то призрачный. Это же было еще до эпохи исторического материализма. А вот теперь совсем другое дело.
Решение жилищного вопроса — это ведь священный грааль всех советских и российских лидеров. Это Константинополь и проливы отечественной внутренней политики. Это тот самый глобальный долг власти перед гражданами, тянущийся еще с 1917 года, до полного исполнения которого нельзя сказать, что все это — и революция, и годы советской власти, и разруха 1990-х, и вообще все — было не зря, было зачем-то нужно.
Знаете, бывают такие люди, которые с молодых лет считают, что сначала им нужно добиться карьерных высот, заработать на большой дом и топовый автомобиль, организовать постоянный высокий доход, а уж только потом думать о семье. «Чтобы у детей сразу все было», — говорят они. О том же мечтают и правители — вот когда у каждого россиянина будет свое собственное жилье, причем нормальное, а не эти развалюхи, построенные теми, кто решал жилищный вопрос до них, вот тогда можно будет подумать и обо всем остальном. Возможно, даже об уходе на покой. Но не раньше.