За ширмой маркетплейса
Эксперты оценили доходность ведения бизнеса на маркетплейсах. Несмотря на небольшой текущий заработок, предприниматели рассчитывают на дальнейший рост электронной торговли
 
 очередь возможность расширения рынка сбыта. Фото: Андрей Гордеев / Ведомости
Годовая выручка почти половины (42%) владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ) в 2024 г. не достигла и 500 000 руб. Такие данные представили аналитики Центра доказательной экспертизы Института Гайдара по результатам опроса (есть у «Ведомостей»). Еще четверть владельцев ПВЗ выручили от 500 000 до 1 млн руб. в год. От 1 млн до 2 млн руб. смогли получить лишь 19% опрошенных, от 2 млн и более заработали 14%, следует из опроса. Таким образом, в среднем годовая выручка владельца ПВЗ по стране (независимо от количества точек) составляет 900 000 руб., делают вывод эксперты.
Заработок продавцов на маркетплейсах оказался значительно больше. Средняя выручка ИП и ООО от продаж только через маркетплейсы достигает 37,5 млн руб. в год, что составляет 37% от их общего оборота, говорят эксперты. В то же время средняя выручка самозанятых, которые реализуют товары собственного производства через маркетплейсы, за год составила 880 000 руб. Для них действует ряд ограничений – например, запрет продажи товаров не своего производства, а также лимит по доходам в год – 2,4 млн руб.
Анализ проводился в августе текущего года и включает в себя серию мониторинговых количественных исследований – более 1000 интервью с владельцами ПВЗ и столько же с продавцами на маркетплейсах. Выборка респондентов содержит представителей всех федеральных округов, в том числе городов и населенных пунктов с различной численностью населения. В частности, на центральный ФО пришлось 18% респондентов, Приволжский – 15%, Южный – 13% и т. д.
Что думают селлеры о маркетплейсах
Исследование показало также, что в управлении владельцев находится в среднем два ПВЗ. 43% опрошенных имеют два‑три пункта, 20% – четыре и более, 38% – один. Большинство текущих владельцев ПВЗ (более 50%) планируют открыть еще один‑два пункта в ближайший год. Их среднее количество на одного владельца в 2025 г. с высокой вероятностью составит уже более трех, отмечает партнер Центра доказательной экспертизы Института Гайдара Лора Накорякова. Безусловно, эта тенденция имеет «порог насыщения», но, пока платформы открывают новые географии и усиливают свое присутствие на рынке торговли в целом, предел роста еще не достигнут, уверена она.
