Эксперты оценили доходность ведения бизнеса на маркетплейсах

ВедомостиБизнес

За ширмой маркетплейса

Эксперты оценили доходность ведения бизнеса на маркетплейсах. Несмотря на небольшой текущий заработок, предприниматели рассчитывают на дальнейший рост электронной торговли

Дарья Мосолкина
чт. 30.10.2025

Сотрудничество с маркетплейсами для большинства селлеров – это в первую  
очередь возможность расширения рынка сбыта. Фото: Андрей Гордеев / Ведомости

Годовая выручка почти половины (42%) владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ) в 2024 г. не достигла и 500 000 руб. Такие данные представили аналитики Центра доказательной экспертизы Института Гайдара по результатам опроса (есть у «Ведомостей»). Еще четверть владельцев ПВЗ выручили от 500 000 до 1 млн руб. в год. От 1 млн до 2 млн руб. смогли получить лишь 19% опрошенных, от 2 млн и более заработали 14%, следует из опроса. Таким образом, в среднем годовая выручка владельца ПВЗ по стране (независимо от количества точек) составляет 900 000 руб., делают вывод эксперты.

Заработок продавцов на маркетплейсах оказался значительно больше. Средняя выручка ИП и ООО от продаж только через маркетплейсы достигает 37,5 млн руб. в год, что составляет 37% от их общего оборота, говорят эксперты. В то же время средняя выручка самозанятых, которые реализуют товары собственного производства через маркетплейсы, за год составила 880 000 руб. Для них действует ряд ограничений – например, запрет продажи товаров не своего производства, а также лимит по доходам в год – 2,4 млн руб.

Анализ проводился в августе текущего года и включает в себя серию мониторинговых количественных исследований – более 1000 интервью с владельцами ПВЗ и столько же с продавцами на маркетплейсах. Выборка респондентов содержит представителей всех федеральных округов, в том числе городов и населенных пунктов с различной численностью населения. В частности, на центральный ФО пришлось 18% респондентов, Приволжский – 15%, Южный – 13% и т. д.

Что думают селлеры о маркетплейсах

Исследование показало также, что в управлении владельцев находится в среднем два ПВЗ. 43% опрошенных имеют два‑три пункта, 20% – четыре и более, 38% – один. Большинство текущих владельцев ПВЗ (более 50%) планируют открыть еще один‑два пункта в ближайший год. Их среднее количество на одного владельца в 2025 г. с высокой вероятностью составит уже более трех, отмечает партнер Центра доказательной экспертизы Института Гайдара Лора Накорякова. Безусловно, эта тенденция имеет «порог насыщения», но, пока платформы открывают новые географии и усиливают свое присутствие на рынке торговли в целом, предел роста еще не достигнут, уверена она.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении