Высокие технологии на угле
Уголь может стать дешевой альтернативой газу при производстве электроэнергии для дата-центров. Но для этого потребуется их размещение возле центров угледобычи
Президент России Владимир Путин в октябре поручил правительству проработать варианты использования объектов угольной генерации для обеспечения потребностей дата-центров. Могут ли «запертые» угольные ресурсы стать источником снабжения объектов цифровой экономики и в каком объеме – в материале «Ведомости. Аналитики».
Цифровой спрос
В ближайшие годы ключевым драйвером роста энергопотребления в мире станет отрасль цифровых технологий, полагают эксперты Международного энергетического агентства (МЭА). По подсчетам агентства, уже через пять лет спрос на энергию для центров обработки данных (ЦОД) вырастет более чем в 2 раза – до 945 ТВт ч (945 млрд кВт ч). При этом до 2030 г. в странах с развитой экономикой на ЦОДы будет приходиться более 20% роста спроса на энергию. Сейчас, по данным МЭА, дата-центры потребляют порядка 1% электроэнергии от общего мирового объема, а в США, Китае и ЕС показатель составляет 2–4% внутреннего объема потребления.
Цифровая экономика предъявляет растущий спрос на электроэнергию, включая инструменты искусственного интеллекта (ИИ), блокчейна, объекты хранения и обработки данных, отметил Путин, выступая 16 октября на Российской энергетической неделе (РЭН2025). По некоторым оценкам, потребление энергии дата-центрами в мире уже сопоставимо со всей тяжелой промышленностью, подчеркнул он. Так, согласно данным исследования фонда «Росконгресс», энергопотребление датацентров по итогам 2024 г. было сопоставимо с использованием электроэнергии всей экономикой Франции (440,6 ТВт ч).
В декабре 2024 г. на форуме в Дохе главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин отмечал, что экономический рост в развивающихся странах и развитие ЦОДов приведут к годовому приросту потребления энергии почти до 9 млн барр. н. э. в сутки при текущем мировом потреблении в 300 млн. Это значит, что «роль ископаемого топлива в обеспечении глобальной энергобезопасности становится стратегической», подчеркнул он. В 2025 г. на Петербургском международном экономическом форуме Сечин отмечал, что использование ИИ на базе крупных ЦОДов представляет собой высокоэнергоемкий процесс: «По данным МЭА, сегодня потребности в электроэнергии одного ЦОДа мощностью 100 МВт сопоставимы с потреблением 100 000 домохозяйств. В будущем эти потребности могут вырасти в десятки раз». По прогнозам, к 2030 г. потребление электроэнергии ЦОДами более чем удвоится «и достигнет 1000 ТВт ч, что сопоставимо с текущим потреблением Японии».
В России доля потребления электроэнергии ЦОДами и майнерами криптовалют также растет. По итогам 2025 г. она составит 2% от общего потребления, как и в 2024 г., сообщали ТАСС в «Системном операторе» (диспетчер энергосистемы России). Потребление электроэнергии в ЕЭС России в 2024 г., согласно данным компании, составило 1,174 трлн кВт ч, что на 3,1% больше показателя 2023 г. Потребление электроэнергии в России в целом (включая изолированно работающие энергосистемы) также превысило показатель 2023 г. на 3,1% и составило 1,192 трлн кВт ч. В этом году энергопотребление, по прогнозу «Системного оператора», сохранится на уровне прошлого года.
