Возвращение Электроника

В ответ на доклад Банка России для общественных консультаций «Об оптимизации форм раскрытия периодической информации» от июля 2025 г. четверть всех российских эмитентов котировальных списков прислали свои соображения. Одна из наиболее животрепещущих тем – цифровизация корпоративных отчетов, включая финансовую отчетность эмитентов. Половина респондентов к цифровому будущему относится настороженно. Ситуация напоминает советский фильм «Приключения Электроника», в котором персонифицированный искусственный интеллект (ИИ) оказывается умнее, быстрее и сильнее своего антропоморфного прообраза и со временем киногерой понимает, что остался не у дел, поскольку машина заняла его место в жизни.
«Не геометр да не войдет!»
Платон считал знание математики необходимым условием изучения философии: над входом в академию в Афинах красовалась надпись «Не геометр да не войдет!». Среднего эмитента пугает, что для входа в будущее нужно стать «геометром»: нанять новых работников, купить программное обеспечение, поменять IT-системы. Одновременно востребованность отчетов в машиночитаемом формате ставится под сомнение – мол, никто из розничных инвесторов их читать не сможет и не захочет.
Корпоративные менеджеры привыкли видеть в отчетах «просто текст с цифрами» и «просто расходы на типографию». Предпочтение отдается устоявшимся системам и процессам, новый порядок кажется опасным и затратным. У эмитента срабатывает внутренний счетчик выгод и издержек: плюсы IT-департамента, минусы финансового департамента. На них накладываются страхи автоматизированных систем, от внедрения которых на поверхность всплывают проблемы бизнес-процессов; неспособность понять и/или доверять технологиям; перераспределение полномочий, функций и бюджета внутри корпорации.
Дискомфорт, связанный с цифровизацией, не только российская проблема. В 2025 г. Лондонский университет опубликовал результаты анонимных интервью топ-менеджеров из Саудовской Аравии о трудностях внедрения зрелых технологий и повторении ошибок первопроходцев. Причины внутренней оппозиции одинаковы для всех эмитентов независимо от юрисдикции: непонимание новых технологий, отсутствие оценки издержек и выгод, слабые навыки использования финансовой информации в качестве средства продвижения на рынке капитала.
Эксбиэрэль, великий и ужасный
Классические отчеты представляются в машиночитаемом формате. Цифровую отчетность (digital corporate reporting) не стоит путать с электронной (electronic corporate reporting). Последняя предполагает электронные форматы – PDF, HTML или ASCII, однако они сохраняют структуру и представление информации как на бумажном носителе. Что более важно – их содержание не поддается автоматическому составлению, извлечению и анализу. За электронными отчетами, предназначенными для людей, кроется гигантская – и порой неэффективная – ручная обработка. Трудозатраты на ее преобразование в форматы, такие как Excel, сопоставимы с трудозатратами на ее составление.
Цифровая отчетность решает проблему издержек за счет разметки (tagging) информации, т. е. присвоения контекстных меток, чтобы машина могла ее распознать. Разметка позволяет пользователям извлекать любую информацию, будь то группировка данных по категориям или по эмитентам. Технология разметки – это расширяемый язык деловой отчетности (eXtensible Business Reporting Language), или просто XBRL. Он основан на языке разметки XML – его, к примеру, использует ФНС России для оформления налоговых деклараций. XBRL позволяет присваивать разметки-теги текстовой и числовой информации.