Государственный запрос выдвинул новые требования к системе высшего образования

ВедомостиОбщество

Суверенные кадры

Государственный запрос на технологическое лидерство выдвинул новые требования к системе высшего образования. Многие университеты уже адаптируются для решения задач, поставленных президентом

Анастасия Майер
вт. 16.12.2025

Уже с 2026/27 учебного года все университеты начнут поэтапный переход на систему обучения, отвечающую запросам отечественного рынка труда. Фото: Алексей Орлов / Ведомости

Достижение настоящего технологического суверенитета требует от системы высшего образования работы на опережение, развития инженерного образования и технологического предпринимательства. Об этом в июне 2022 г. говорил министр науки и высшего образования Валерий Фальков на парламентских слушаниях в Госдуме. В мае того же года он объявил, что Россия отказывается от двухуровневой Болонской системы (бакалавриат + магистратура) и переходит к собственной системе высшего образование. В ее основе, по словам Фалькова, будут лежать интересы национальной экономики и интересы самих учащихся.

Уже с 2026/27 учебного года все университеты начнут поэтапный переход на систему обучения, отвечающую запросам отечественного рынка труда и курсу на достижение технологического лидерства. «Ведомости. Страна» узнала, как вузы развивают инженерные школы и мастерские, какие уникальные компетенции получают в них студенты и как университеты выстраивают сотрудничество с индустриальными партнерами для подготовки кадров будущего.

Наказ от президента

Президент Владимир Путин в феврале 2024 г., обращаясь к представителям Федерального собрания, заявил о необходимости добиться технологического суверенитета в тех сферах, которые обеспечивают устойчивость экономики. К ним относятся робототехника, транспорт, беспилотные, авиационные, морские и другие системы, экономика данных, химия и новые материалы, перечислил президент.

Реализация этого поручения невозможна без серьезного усиления кадрового потенциала страны. Задачи достижения технологического лидерства, поставленные президентом, освоение новых технологий, которые приходят в жизнь, требуют большого человеческого потенциала, подчеркнул 10 декабря секретарь Государственного совета РФ Алексей Дюмин на расширенном заседании комиссии совета по направлению «Кадры».

Заместитель руководителя администрации президента Максим Орешкин выделил три временных горизонта в вопросах подготовки кадров. В краткосрочной перспективе речь идет о преодолении дефицита специалистов и обеспечении текущих потребностей экономики и социальной сферы. Среднесрочный фокус связан с корректировкой системы образования. Ее цель состоит в том, чтобы выпускники получали компетенции, позволяющие им профессионально расти на протяжении всей жизни, продолжил он. В долгосрочном плане стране предстоит ответить на технологические вызовы, связанные с автономными системами, искусственным интеллектом (ИИ) и платформенными решениями, которые существенно меняют рынок труда. Искать такие ответы необходимо уже сегодня, уверен Орешкин.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении