Минтранс определился с ответственностью за ДТП с беспилотниками

ВедомостиАвто

Роботов вписывают в ПДД

Минтранс определился с ответственностью за ДТП с беспилотниками. Владелец беспилотного автомобиля будет признан ответственным, если он нарушил требования руководства по эксплуатации

Мария Арялина, Артем Гришков, Денис Ильюшенков
Среда, 1 октября 2025

Ведомства почти определились, кто будет сидеть за ДТП, если за рулем никто не сидит / РИА Новости

Минтранс подготовил проект закона, регулирующего правила эксплуатации и зоны ответственности в сфере беспилотного транспорта (высокоавтоматизированных транспортных средств, ВАТС). Актуальный проект есть в распоряжении «Ведомостей». Источник, близкий к Минтрансу, подтвердил его подлинность. Представители Минпромторга и Минцифры перенаправили запрос в Минтранс. «Ведомости» направили запрос в МВД.

В текущем виде законопроект о ВАТС устанавливает четкие правила для всех участников рынка, заявил представитель Минтранса: впервые на законодательном уровне будет закреплен понятийный аппарат, права и обязанности всех субъектов регулирования – производителей, владельцев, авторизованных сервисных центров, будут установлены требования к операторам и операторскому контролю и порядок допуска ВАТС на автомобильные дороги.

В частности, если раньше шла речь о том, что в случае ДТП могут быть виноваты только водители или производители, то сейчас в новой версии проекта говорится о более широком круге лиц, между которыми будет распределяться ответственность, уточнил собеседник.

Согласно новой версии документа, изготовитель транспортного средства (ТС) может понести ответственность за вред, причиненный вследствие ДТП, если причиной стало нарушение ПДД самим беспилотным автотранспортом. Владелец ВАТС будет признан ответственным за ДТП, если он нарушил требования руководства по эксплуатации или внес без разрешения изготовителя изменения в конструкцию ТС.

Авторизованный сервисный центр несет ответственность, если ДТП произошло из-за некачественного техобслуживания или ремонта беспилотного автомобиля, а также из-за невыполнения работ по установке обязательных обновлений программного обеспечения, следует из законопроекта. Оператор дистанционной поддержки будет нести ответственность только в случае неисполнения им собственных операторских обязанностей.

Помимо ответственности в случае ДТП проект федерального закона содержит требования и ограничения по эксплуатации ВАТС, а также обязанности для изготовителей, разработчиков, владельцев и водителей ВАТС, операторов дистанционной поддержки, сервисных центров. В проекте также прописаны требования по техобслуживанию и ремонту беспилотных автомобилей.

Проект федерального закона разработан совместно с бизнес-сообществом, учитывает текущие нормы и правила эксплуатации ВАТС, подчеркнул представитель Минтранса. Пока министерство не направляло итоговую версию документа в правительство, уточнил он. Сейчас Минтранс совместно с производителями, профильными ведомствами и экспертным сообществом прорабатывает все ключевые параметры регулирования – от требований к безопасности и операторскому контролю до вопросов сертификации, телематики и интеграции с инфраструктурой, рассказал собеседник.

Если ТС – будь то автобус, легковой автомобиль или грузовик – достигает заданного уровня автоматизации и эксплуатируется на автомобильных дорогах общего пользования, к нему будут применяться единые правила, подчеркнул представитель Минтранса.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении