Разобщенная и безначальная
Масштабные демонстрации в Иране из-за экономических проблем быстро переросли в беспорядочный мятеж против исламского строя. Но общенацинальной организации и сильного лидера у них нет
Исламская Республика Иран впервые за многие годы своего существования столкнулась с экзистенциальным кризисом. С одной стороны, политическая система с конца 2025 г. находится под растущим внутренним давлением со стороны протестной улицы, вызванным экономическими трудностями в стране. За время беспорядков их жертвами могли стать почти 650 человек, из которых 134 – сотрудники сил безопасности и прокуратуры, передает базирующееся в США Агентство новостей правозащитных активистов (Human Rights Activist News Agency, HRANA). При этом президент США Дональд Трамп призывает продолжать сопротивление властям, заявив 13 января, что «помощь уже в пути».
Но на руку иранским властям играет фактор разобщенности оппозиции – вся она базируется за границей, идеологически разрозненна и практически не имеет своего организованного присутствия внутри Ирана. Тем не менее оппозиционеры активно выступают на западных медийных площадках, чтобы настроить международное общественное мнение против политического строя Исламской Республики.
Шах без шахства
С начала политического кризиса на авансцене иранской политики неожиданно оказался Реза Пехлеви – сын свергнутого в 1979 г. шаха Мохаммеда Пехлеви. Если лейтмотивом предыдущих протестов в 2022 г. была преимущественно защита прав женщин, то в нынешних были замечены даже лозунги свержения исламского строя и реставрации монархии. За время беспорядков некоторые протестующие демонстративно сжигали символы Исламской Республики, размахивая при этом флагом периода шахского Ирана.
На этом фоне Пехлеви призвал американскую администрацию к активному вмешательству во внутренние дела и одновременно обещал в случае своего возвращения в страну «сделать Иран снова великим».
Пехлеви вместе со всей своей семьей был вынужден покинуть родную страну во время Исламской революции в 1979 г. и большую часть своей жизни прожил в пригороде Вашингтона. Тем не менее на Западе он не оставлял надежд возвратиться на родину и вернуть трон своей свергнутой династии. С этой целью в 2013 г. он основал и возглавил Национальный совет Ирана, куда вошли главным образом монархисты и члены оппозиционных иранских эмигрантских сообществ. Правда, формально Пехлеви настаивает на реставрации монархии в Иране лишь после одобрения этого вопроса учредительным собранием.
