Парижские тайны климата
10 лет назад, в декабре 2015 г., было подписано Парижское соглашение, поставившее целью снижение выбросов парниковых газов для борьбы с глобальным потеплением. Однако эксперты констатируют: заявленные температурные ориентиры достигнуты не будут, а решение климатической проблемы требует более комплексного подхода, не сводящегося лишь к декарбонизации.
Парижское соглашение зафиксировало три ключевые позиции, рассказал научный руководитель Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук (ИНП РАН) академик Борис Порфирьев. Первая – стремление к такой стратегии развития, которая предотвратит повышение средней глобальной температуры более чем на 2 °С к концу века относительно доиндустриального периода (второй половины XIX в.), при одновременных усилиях по ограничению роста температуры до 1,5 °С. По словам эксперта, одним из ключевых механизмов достижения этой цели был определен переход стран на стратегии развития с низким уровнем выбросов парниковых газов. «При этом оговаривалось право каждого государства самостоятельно определять пути и методы реализации этой задачи с учетом национальных особенностей», – отметил Порфирьев.
Вторая позиция, продолжил ученый, декларировала равную значимость двух направлений: митигации (действий, направленных на устранение причин изменения климата. – «Ведомости. Устойчивое развитие») и адаптации. Митигационная составляющая предполагает сокращение выбросов парниковых газов и увеличение их поглощения экосистемами. Адаптация же направлена на минимизацию ущерба от уже происходящего глобального потепления и его последствий.
Третья предусматривала обеспечение финансирования для всех этих процессов. Основная финансовая нагрузка, по словам эксперта, возлагалась на промышленно развитые страны. Предусматривалось, что они будут в том числе содействовать развивающимся государствам в реализации такой стратегии, выделяя на эти цели не менее $100 млрд ежегодно.
Движение вне графика
Спустя десятилетие после принятия Парижского соглашения тенденция роста средней глобальной температуры сохраняется, констатировал Порфирьев. «Сегодня она превышает доиндустриальный уровень примерно на 1,5 °С», – подчеркнул он. Согласно модельным расчетам, даже при условии выполнения в будущем принятых странами в рамках Парижского соглашения добровольных обязательств к 2100 г. рост температуры по отношению к доиндустриальной эпохе составит 2,6 °С, без данной оговорки – не менее 2,9 °С, уточнил ученый.
Одна из причин – отсутствие значимых успехов в сокращении выбросов парниковых газов. Как отметил Порфирьев, в период с 1990 г. (принятая в Парижском соглашении точка отсчета. – «Ведомости. Устойчивое развитие») по 2024 г. эти выбросы выросли почти на две трети, достигнув в прошлом году рекордного уровня – около 58 млрд т (в Парижском соглашении в качестве вызывающего озабоченность прогноза на 2030 г. указывался объем 55 млрд т. – «Ведомости. Устойчивое развитие»). Главный источник эмиссий – сжигание ископаемого топлива в Китае, Индии и ряде других развивающихся стран, сообщил Порфирьев.
В Китае и Индии наблюдается существенный рост эмиссии парниковых газов, связанный с экономическим бумом и сохраняющейся зависимостью от ископаемого топлива, рассказала доцент кафедры экономической безопасности Президентской академии Наталья Хуторова. В КНР с 1990 г. выбросы выросли более чем в 5 раз, в Индии – на 25%. Наибольших успехов в их сокращении, по словам эксперта, добились страны ЕС. Там объем эмиссии парниковых газов за последние 10 лет снизился на 15%. В Европе происходит активная трансформация энергетики, экономики и поведенческих паттернов населения, пояснила Хуторова.
