Константин Бронзит: В жизни всегда есть место смешному
В кинопрокат 20 ноября выходит новый полнометражный анимационный фильм «На выброс» дважды оскаровского номинанта и обладателя многих фестивальных наград Константина Бронзита.
В своих работах Бронзит расширяет пространство авторской анимации («На краю земли», «Уборная история – любовная история», дилогия «Мы не можем жить без космоса») и в то же время снимает высокого качества зрительское кино. Среди его полнометражных мультфильмов, в частности, такие хиты, как «Лунтик», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Три богатыря и наследница престола».
«На выброс» – арт-мейнстрим, балансирующий на границе авторского и зрительского кино. В истории о выброшенных на свалку вещах, которые борются за свое достоинство и побеждают невзгоды исключительно благодаря взаимопомощи, много от человеческих взаимоотношений и устройства современного общества. В кинотеатрах лента будет демонстрироваться с возрастной маркировкой «6+», но она точно будет интересна и взрослому во всех смыслах зрителю.
В интервью «Ведомостям» режиссер рассказал о том, почему анимационным героям нужен свой стержень, зачем стремиться к простоте и как стать режиссером «на каком-то другом, высоком уровне».
– Как возникла идея фильма «На выброс», чем она вас увлекла?
– Как только мой соавтор Дима Высоцкий пришел ко мне с этой идеей, я почувствовал историю, которую можно развернуть в классное кино. В ней было движение, динамика, устремление к какой-то важной, возвышенной цели.
– Вы имеете в виду цель вашей работы над мультфильмом или цель ваших героев?
– И то и другое. Важно, что у героев есть стержень. Можно назвать это козырем истории. На простенький вопрос журналиста о том, что нужно, чтобы получился хороший фильм, Роман Полански как-то ответил: «Нужны интересные персонажи, поставленные в интересные условия». А дальше профессиональная проблема, с которой мы сталкиваемся: тебе кажется это интересным, а другому нет. Каждый автор в этом смысле вынужден самостоятельно решать этот вопрос, но решения принимаются легче, когда рядом есть разумный друг.
– Я поняла, что идея была такая: выброшенные на помойку вещи, и вы даете им шанс на новую жизнь.
– Конечно, они же все, кроме старенького телефона Лестара, молодые – галстук Мак, Вазочка, Башмак и т. д. Но их выбросили на помойку. В этой ситуации ты либо сдаешься и психологически умираешь, физически доживая отведенные тебе дни, либо решаешь что-то делать со своей жизнью. Это колоссальная внутренняя работа.
– Расскажите про кастинг. Как вы выбирали своих персонажей? Мы же должны их полюбить, чтобы потом сочувствовать.
– С главным героем – мажором Галстуком и с Вазочкой не было проблем. Они были сразу утверждены, как и антагонист – освежитель воздуха Бриз. Проблемы возникли с катушкой ниток Кати. Поначалу нашим ребенком мы пытались сделать Кубик Рубика. Возможно, поменяв его на Катушку, мы в конечном счете ошиблись.
– Катушку непросто полюбить. То ли дело хрупкая Вазочка с трещиной – в ней самой заложена драма. Вы шли от истории или от персонажей?
– Характеры подчинены истории. Все в нашей группе героев находятся в одинаковых, как правило сверхсложных, условиях. Но в зависимости от своего характера ведут себя по-своему. Антиподы – шелковый галстук Мак и работяга башмак Бут: один привык к безделью, другой – к усердной работе. Мы искали контрасты. Вазочка – изящная, увлечена искусством. Пижон Мак поначалу занят исключительно собой. Старичок кнопочный телефон – начитанный интеллигент. Начинаются столкновения характеров, конфликты.
– Но есть общее движение вперед. Все они стремятся в рай, который оказывается Великим разделителем. Для вас это что?
– То самое ничто, которое мы себе придумываем. Великий разделитель окажется не таким, каким они себе его вообразили. А что же над всем этим? К чему им надо стремиться? Мы понимаем, что Великий разделитель – парадоксальная штука. Он разделяет, чтобы соединить.
– А у меня другая версия. Преодолевая преграды на пути к великой цели, которая всегда абстракция, они многое теряют. Зато обретают друг друга. И оказывается, что важнее всех вымечтанных целей спасительная помощь друг другу. Можно же просто обнять Вазочку, чтобы она после удара не рассыпалась. Но интересно, сколько было вариантов финала.
– Тот, который лежал перед нами в начале производства, отличается от финальной версии. В первых вариантах героями были люди, которые по трагическим обстоятельствам попадали в аварию и, перемещаясь в другую жизнь, преображались. Пижон становился Галстуком, токсичный человек – Освежителем воздуха. Они превращались в свои любимые предметы, которые начинали жить собственной жизнью. Но в какой-то момент мы заблудились. И тогда решили: к черту людей! В общем, сценарий бесконечно менялся. Я удивляюсь, как мы вообще выплыли. Для нас с Димой Высоцким это был один из самых сложных моментов в работе.
