Колледж учит жизни
Молодые люди часто поступают в колледж, чтобы быстро получить прикладную профессию и начать зарабатывать. Но многие не устраиваются по получаемой специальности даже после совершеннолетия на выпускном курсе

Во многих отраслях российской экономики по-прежнему наблюдается дефицит соискателей со средним специальным образованием, отмечают в недавнем исследовании аналитики компании Future Today, которая специализируется на трудоустройстве выпускников и создании бренда работодателя. Только в рабочих специальностях потребность выросла в этом году на 17% до 2,6 млн человек (данные за май 2025 г. из доклада НИУ ВШЭ по рынку труда отдельных отраслей экономики России).
В 4600 действующих в России организациях СПО обучается 3,7 млн студентов, которые изучают 368 профессий, объединенных в 41 категорию специальностей, следует из доклада НИУ ВШЭ о реализации политики в сфере образования за 2024 г.
80,5% выпускников колледжей, по данным мониторинга профессиональной деятельности граждан платформы «Работа в России», работают после выпуска из учебного заведения. Но вопрос в том, где они работают, работают ли по специальности и почему многим отраслям, особенно промышленности, все равно остро не хватает кадров со средним профобразованием.
Слишком юные
В ходе исследования Future Today было опрошено 22 554 студента, обучающихся в 665 ссузах во всех федеральных округах России. Почти половина респондентов (41%) признались, что пошли в колледж, чтобы побыстрее получить профессию и начать работать. Еще 36% сказали, что считают привлекательными именно те профессии, которым их научат в системе СПО. И только 31% опрошенных боялись сдачи ЕГЭ и поэтому предпочли поступить в ссуз.
Большинство молодых людей (68%) приняли решение о поступлении в колледж в выпускном классе или сразу после его окончания. При этом 88% абитуриентов подали документы в колледж после 9-го класса. В этом возрасте ребята редко понимают, чем хотят заниматься, они часто думают: доучусь, потом пойду искать себя, рассуждает директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ Президентской академии Татьяна Клячко.
Но в отличие от многопрофильных вузов колледжи более специализированы и кардинально изменить сферу деятельности, например с технической на гуманитарную, будет сложнее, рассуждает основатель и директор по исследованиям и разработке сервиса профориентации «Профилум» Виталий Алтухов. Поэтому профориентация на этапе 8–9-го класса становится все более актуальной, добавляет он.
Впрочем, дни открытых дверей и мероприятия с потенциальными работодателями не дают школьникам окончательного представления о том, кем именно они хотят стать, признают эксперты, опрошенные «Ведомостями»: в юном возрасте хочется попробовать разное.
Практиканты, но не работники
Исследование Future Today показало, что на младших курсах большинство студентов колледжей (66%) не работают. Но даже после совершеннолетия на выпускном курсе трудится тоже всего 45% опрошенных. Более того, из работающих только 56% трудятся по выбранной специальности. Самым привлекательным работодателем учащиеся всех направлений называют «Яндекс» (17,8% респондентов выбрали его), а не компании, в которые они могли бы устроиться по диплому. Вне зависимости от изучаемой специальности 27% хотят работать именно в сфере IT или интернет-технологий.