Формула короткого путешествия
Россияне все чаще используют выходные для небольших поездок. Это позволяет регулярно менять обстановку без отпуска
Согласно данным Ассоциации туристических агрегаторов (АТАГ), популярность коротких туров продолжительностью до четырех дней заметно возросла. За девять месяцев 2025 г. крупные сервисы онлайн-бронирования зафиксировали рост спроса на такие поездки по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Эту тенденцию подтверждают и ведущие игроки рынка. Так, сервис «Туту» сообщает о 20%-ном увеличении интереса к небольшим путешествиям, а аналитики «Яндекс путешествий» оценивают рост спроса в 30%.
«В основном короткие поездки приходятся на выходные и воспринимаются людьми как возможность сменить обстановку, не тратя отпускные дни или используя один-два отгула», – рассказал директор АТАГ Александр Брагин.
С начала 2025 г. на поездки выходного дня – с пятницы по субботу или воскресенье – приходится почти каждое пятое бронирование, или 19% всех путешествий, выяснили эксперты сервиса онлайн-бронирования отелей и апартаментов «Островок». В прошлом году доля таких путешествий насчитывала 18%.
Отдых без отпуска
Формат коротких поездок на выходные, который пока не занимает ведущей позиции на туристическом рынке, обладает наибольшим потенциалом для стимулирования внутреннего туризма. Такую точку зрения высказала руководитель направления «Стратегический маркетинг» компании «АРБ про» Елена Сысуева. Она полагает, что этот вид отдыха постепенно вытесняет традиционные длительные отпуска, «долгое время считавшиеся культурной нормой».
Число туристов, которые отказываются от длительного отдыха в пользу нескольких коротких поездок в течение года, растет, утверждают эксперты туроператора «Алеан». Многие путешественники готовы менять привычный формат отдыха на фоне подорожания авиа- и ж/д-билетов, отмечают в туркомпании.
Есть и другие причины, считает Брагин. Высокий темп жизни в мегаполисах создает потребность в регулярной «перезагрузке», которую и дают короткие поездки. К тому же, по мнению директора АТАГ, возможности удаленной работы позволяют совмещать трудовую деятельность с отдыхом в новом месте. «Кроме того, все больше интересных вариантов путешествий появляется внутри регионов: открываются качественные отели, в том числе велнес-формата (комплексное использование различных методик оздоровления. – «Ведомости. Туризм») со спа-программами, создаются современные креативные и гастрономические пространства», – отметил Брагин. Таким поездкам способствует развитие транспортной инфраструктуры и популярность автотуризма, добавил он.
В «Алеане» подтвердили, что все больше путешественников предпочитают отдых в своем или соседнем регионе, включая форматы выходного дня. Так, москвичи часто выбирают парк-отели на берегах Истринского, Рузского или Рыбинского водохранилищ. Среди городских маршрутов наибольшей популярностью пользуются Нижний Новгород и города Золотого кольца, в первую очередь Ярославль, Кострома и Суздаль.
