ЕС обрастает наличностью
ЕЦБ отметил рост спроса на наличные евро. В ЕС поощряют желание населения запасаться банкнотами, хотя эксперты предупреждают о рисках ухода в тень

Запрос на наличные евро продолжает увеличиваться, отмечается в докладе ЕЦБ «Сохраняйте спокойствие и носите с собой наличные: уроки об уникальной роли физической валюты в условиях четырех кризисов». Население еврозоны на фоне политической и энергетической нестабильности предпочитает иметь запас лишних наличных денег, полагает европейский регулятор. В ЕЦБ не считают это минусом, а рассматривают наличные запасы евро в качестве необходимого резервного средства платежа на случай непредвиденных обстоятельств, обеспечивающего стабильность финансовой системы еврозоны.
В июне спрос на наличные евро вырос на 2,3% в годовом выражении, признает член Исполнительного совета ЕЦБ Пьеро Чиполлоне. Он же заявил, что спрос на наличные деньги был стойким во всех возрастных группах. То есть спрос на наличные деньги сложно объяснить консервативностью старшего поколения.
В период с 2019 по 2024 г. доля наличных денег, используемых в физических точках продаж, сократилась с 72 до 52% в количественном выражении и с 47 до 39% – в стоимостном, следует из данных ЕЦБ. К июню 2025 г. в обращении находилось 30,4 млрд банкнот на сумму 1,6 трлн евро.
Таким образом, при уменьшении использования наличных денег спрос на них все равно растет. Авторы доклада называют этот тренд «парадоксом банкнот». Его причина в том, что люди стараются запастись лишними банкнотами, чтобы использовать их в случае непредвиденных обстоятельств, объясняют докладчики.
Накоплению способствуют в том числе невысокая инфляция (2% в годовом выражении в июне, июле и августе) и низкая процентная ставка ЕЦБ, на данный момент составляющая 2,15%. В случае более высокой инфляции валюту предпочитают тратить.
Ряд событий последних лет заставляет европейцев отнестись к запасам наличных евро более ответственно, отмечается в докладе. Спрос на наличные деньги увеличился по всей еврозоне в период пандемии и стабильно оставался высоким. Временный скачок спроса на них был также зафиксирован в феврале 2022 г., когда началась СВО. Впрочем, как отмечают докладчики, в 2022 г. речь шла только о странах, граничащих с участниками конфликта. Затем запрос начал снижаться.