Дорогое родительство
Повышение суммарного коэффициента рождаемости до 1,6 к 2030 г. потребует дополнительных 4,4 трлн руб. в год, оценили эксперты. Без них достичь цели будет сложно.
Эксперты разработали дорожную карту для достижения целей по суммарному коэффициенту рождаемости (СКР, характеризует среднее количество детей, которых может родить одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода). Общая стоимость предложенных мер составила 4,4 трлн руб. в год (2,2% ВВП), говорится в исследовании «Агент-ориентированное моделирование для оценки достижимости целей демографической политики» (есть у «Ведомостей»). Его подготовили директор Центрального экономико-математического института Российской академии наук (ЦЭМИ РАН) Альберт Бахтизин и председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина совместно с научным руководителем ЦЭМИ РАН, президентом РЭШ Валерием Макаровым и другими авторами. Публикация статьи планируется в журнале МИР («Модернизация. Инновации. Развитие») и «Вестнике Российской академии наук», сообщил Бахтизин.
Президент России Владимир Путин поручил повысить СКР до 1,6 к 2030 г. и до 1,8 к 2036 г., следует из указа «О национальных целях развития Российской Федерации». В прошлом году показатель составил 1,4, следует из данных Росстата. СКР демонстрирует тенденцию к снижению с 2015 г. – тогда он составлял 1,78. Авторы исследования считают, что система мер по достижению целей на данный момент «остается фрагментарной, часто не подкреплена количественными расчетами, практически отсутствует практика сценарного моделирования последствий принимаемых управленческих мер и в этой связи она не позволяет достичь устойчивых результатов».
Какие меры предлагают эксперты
Наиболее затратны в предложениях экспертов – прямые выплаты, они потребуют около 1,8 трлн руб. ежегодно и дадут прирост СКР на 0,07. В их числе материнский капитал, увеличенный на 75–100% и возрастающий в прогрессии в зависимости от количества детей (т. е. при рождении третьего ребенка сумма больше, чем при рождении второго). А также стабильные ежемесячные пособия, индексируемые с учетом роста цен на базовый потребительский набор и возрастающие в прогрессии в зависимости от количества детей, т. е. безусловный базовый доход для многодетных матерей.
Авторы доклада считают необходимым расширить программу льготной ипотеки на молодые семьи, пока еще не имеющие детей, а также предусмотреть возможность полного погашения ипотечного долга при рождении третьего или четвертого ребенка. Также они предлагают дополнить действующий механизм льготной ипотеки другими мерами по обеспечению жильем – например, передавать в бессрочное пользование нереализованную недвижимость многодетным семьям с правом последующего льготного выкупа. Эти инициативы потребуют порядка 900 млрд руб. в год и увеличат СКР на 0,04. Меры требуют значительных бюджетных затрат – это делает их менее эффективными по соотношению «затраты – результат», чем, например, программы поддержки занятости матерей или прямые выплаты многодетным семьям, поясняет Бахтизин. Субсидирование должно быть частью комплексного подхода – с акцентом не только на доступ к кредиту, но и на устойчивость условий жизни после рождения ребенка, говорит он.
Экономисты также предлагают ряд менее затратных мер, таких как поддержка работающих матерей, пропаганда семейных ценностей или развитие инфраструктуры для ухода за детьми (ясли, детсады), они должны принести 0,07 суммарно к уровню СКР при существенно меньших бюджетных затратах (около 900 млрд руб. на все три направления). В числе других инициатив – расширение льгот для многодетных, в том числе снижение налогов и расширение бесплатного образования (высшего и дополнительного), это потребует 600 млрд руб. в год. Еще одно возможное направление – развитие программ репродуктивной медицины (200 млрд руб.). Обе группы мер прибавят по 0,01 к СКР.