Агентская модель
Минфин поддерживает наделение маркетплейсов функцией налоговых агентов. Это может упростить контрольную работу налоговых органов, но есть нюансы, считают эксперты

При соблюдении ряда условий Минфин поддерживает идею наделить маркетплейсы функцией налогового агента. Об этом заявил в интервью «Ведомостям» замминистра финансов – статс-секретарь Алексей Сазанов. «С точки зрения администрирования, конечно, гораздо проще взаимодействовать с одной площадкой, чем с тысячами ее продавцов. Поэтому сделать площадки налоговыми агентами – это движение в правильном направлении», – отметил он.
По его словам, Минфин будет «точно поддерживать переход к агентской схеме в случаях, когда площадки достаточно крупные, и при условии, что они проводят через себя поток транзакций». В этом случае площадки могут быть налоговыми агентами и уплачивать налоги за тех лиц, которые торгуют через них, добавил замминистра. Это позволит повысить прозрачность операций на электронных площадках и собираемость налогов, считает он. Кроме того, это соответствует мировым трендам, которые наблюдаются в других странах. «Будем двигаться в этом направлении по мере созревания рынка и появления законодательного регулирования платформенной экономики. Рано или поздно мы к этому придем», – сказал Сазанов.
Платформы уже находятся в диалоге с ФНС в рамках пилотного проекта по информационному обмену, обсуждаются различные инициативы, сообщил «Ведомостям» представитель Ассоциации цифровых платформ (АЦП). Налоговое агентирование активно обсуждалось несколько лет назад, но на текущем этапе бизнес не знакомили с параметрами новой концепции, добавил он.
В мировой практике есть подобные успешные примеры, поэтому идея заслуживает внимания, считает представитель АЦП. При этом инициативу необходимо рассматривать вместе с прочими инструментами повышения прозрачности, учитывать различия налоговых сценариев продавцов, добавляет собеседник. «В противном случае затраты на разработку и поддержание системы как на стороне бизнеса, так и на стороне налоговой могут превысить достигнутый эффект для бюджета», – указал он. Кроме того, важно создать регуляторную базу, которая исключит возможность налоговых злоупотреблений, и выстроить автоматический обмен данными с государственными информационными системами, считают в АЦП.
Грани сотрудничества
В 2024 г. агрегатор «Яндекс такси» запустил в экспериментальном режиме сервис автоматического расчета и удержания налогов для водителей со статусом самозанятых. С 1 февраля 2025 г. компания перешла на обязательное удержание налога с доходов самозанятых водителей. После каждой поездки «Яндекс такси» рассчитывает и удерживает налоги со всех доходов, полученных самозанятым через сервис, затем компания ежемесячно уплачивает их за него. С февраля 2024 г. компания направила в бюджет более 21 млрд руб., рассказал «Ведомостям» представитель «Яндекса». Такой формат стал возможен благодаря особенностям специального налогового режима для самозанятых, в рамках которого