Важен не только актёр, но и зритель: как подготовить презентацию стартапа перед инвесторами
Своим подходом поделился бизнес-консультант Аль Анани — он десять лет помогал составлять «питч-деки» клиентам, которые привлекли свыше $100 млн инвестиций.
Презентация о проекте для инвесторов — важный этап для стартапа в поисках финансирования, но не более, считает Аль Анани. Из неё не родится продукт. Она больше похожа на старого деда, у которого в запасе есть захватывающие байки: может, он взаправду и не бился с тигром, но рассказывает убедительно — в этом и кроется залог успеха.
Подходов к подготовке «питч-дека» столько же, сколько способов заваривать кофе. Один берёт френч-пресс, другой — гейзерную кофеварку. Кто-то сам перемалывает зёрна, отдельно подогревает молоко и рисует узоры на пенке, а кто-то устанавливает капсулу в кофемашину Nespresso или бросает в чашку саше. Всё зависит от того, насколько человеку важно качество напитка.
То же самое с презентациями: одна часть стартаперов воспользуется сайтами для отрисовки слайдов, а другая будет выверять каждую деталь в Canva, кто-то купит графические шаблоны, зато текст напишет сам, а другие, возможно, делегируют обе задачи фрилансерам с Fiverr и Upwork.
Анани привык выполнять основную работу сам и делит процесс подготовки «питч-дека» на четыре шага.
Шаг первый — помедитировать
Всерьёз медитировать необязательно, главное — сделать глубокий вдох и разобраться, действительно ли проекту нужна презентация.
Вряд ли вы однажды проснулись и стали мечтать о том, что когда-нибудь презентуете свой проект инвесторам. Мечты обычно другие: например, построить бизнес, чтобы помочь нуждающимся или стать богатым и нанять домработницу, но никак не «составить “питч-дек”». Последний — лишь средство для достижения цели. Отсюда вопрос: какая она у вас? Если думаете, что она в привлечении инвестиций, то заблуждаетесь. Инвестиции — тоже лишь средство. Быть может, вам не нравится, что проект медленно развивается? Или боитесь обанкротиться и провалиться? А вдруг вы пошли в бизнес, только чтобы попасть на обложку Forbes?