Василий Алексеев: Что произошло с рынком франчайзинга после пандемии
Компании, которые занимаются масштабированием бизнеса через развитие франчайзинговой сети, по итогам первой половины 2020 года не только не потеряли, но и, наоборот, нарастили количество партнеров и точек присутствия. Кому и за счет чего удалось добиться кратного роста числа партнеров, рассказывает Василий Алексеев, гендиректор образовательной компании «Like Центр» (157 франчайзи-партнеров)
Франчайзинг в России пока еще остается недооцененной бизнес-моделью как с точки зрения запуска бизнеса, так и инструмента масштабирования действующего предприятия. По франшизе здесь работает только 2% малых и средних предприятий, в то время как, например, в США — седьмая часть всех компаний. Однако пандемия и вызванные ей кризисные явления дали возможность по-новому оценить потенциал франчайзинга в нашей стране. В частности, на фоне сужающегося сектора малого и среднего предпринимательства (на начало 2020 года закрылось 125 тысяч предприятий, а к августу — еще 240 тысяч) заметнее становится прирост общего количества франшиз — плюс 16% за последний год, — сопровождаемый ростом спроса со стороны потенциальных франчайзи.
Всплески спроса на франшизы в 2020 году распределялись в зависимости от сферы деятельности компаний. В разгар пандемии были востребованы сервисы доставки, бухгалтерские услуги, детские языковые центры. Затем возник интерес к медицинским лабораториям и аптекам, а к моменту отмены режима самоизоляции — предприятиям индустрии красоты, физкультуры и спорта, бытовых услуг. Схожую динамику демонстрировали компании из портфеля инвестиционного фонда ГК Like, который вкладывает средства в выпускников образовательных программ. Сети студий маникюра MOHITO за семь месяцев 2020 года удалось прирасти 15 франчайзи-партнерами. Больше чем в два раза увеличилось количество франчайзи сети студий косметологии Epilier (с 22 до 49). Сеть школ по обучению бьюти-мастеров «FABRIKA красивого бизнеса» сумела продать за этот период 5 франшиз. Сеть школ балета и растяжки LEVITA выросла с 3 до 22 франчайзи-партнеров. Наибольший спрос от потенциальных франчайзи «Like Центра» пришелся на летние месяцы: в июне поступило 416 заявок, в