В поисках утраченного времени: как фильм «Прекрасная эпоха» показывает современную Францию
28 ноября в прокат выходит фильм «Прекрасная эпоха» — о любимом периоде для французской ностальгии и актуальных настроениях французского общества. Специально для Forbes Life кинокритик Зинаида Пронченко размышляет о возможности свободы во времена «желтых жилетов»
В «Прекрасной эпохе» Николя Бедос, сын знаменитого комика и актера Ги Бедоса, продолжает ностальгировать по «славному тридцатилетию» (термин для 1945-1975 годов — Forbes Life), времени, что его поколение не застало, но слышало будто именно тогда все во Франции было по-настоящему и лучше. Мужчины носили рубашки с отложными воротничками и курили сигареты Житан, а не вейп. Женщины предавались порнофеминизму, на демонстрациях требовали узаконить аборты и противозачаточные, а не тюремного срока для Романа Полански. Наконец, пастис и телячьи мозги стоили сущие сантимы. Чтобы оплатить ужин с возлюбленной в бистро левого берега бедному студенту Академии Художеств, мечтающему о карьере Эрже, всего-то и требовалось разукрасить меню парой иллюстраций. Ну и каждого встречного поперечного хотелось сразу же расцеловать, настолько все вели себя приветливо, не жизнь, а «картинки из Эпиналя» (иронически знаменитый своей пасторальностью город в Эльзасе — Forbes Life).
Дебютный фильм Бедоса-младшего, «Месье и Мадам Адельман», в общем повествовал о тех же садах Эдема, наивно сглаживая углы, режиссер бессовестно упивался реконструкцией, вдавался в самые трогательные декоративно-прикладные детали. Война в Алжире? Не слышали. Зато вот вам меховой стульчак на унитазе и обтянутый бархатом телефон. Не кнопочный, а дисковый, какая прелесть. Про гильотину, просуществовавшую вплоть до пришествия Франсуа Миттерана (идеализация социалистов, естественно, главное ноу-хау потомственного левака Бедоса) или про шовинизм (и в конце 1980 годов на входе во многие ночные клубы, как нам недавно напомнил Арно Деплешан, висела надпись «с арабами и собаками нельзя») ни слова. Такие капли датского короля, ложь во благо — дабы успокоить погрустневшую к 2017 году нацию.