В пекло и обратно: пытаемся проверить, что умеет Toyota Land Cruiser
«Собираешься на «Шёлковый путь»? Здорово, конечно… Если еще не поздно, откажись» — удивительно единодушно журналисты с большим опытом по части автоспорта спешили отговорить меня от поездки на китайскую часть ралли-рейда.
Правда, потом они смягчались и говорили, что один раз все-таки можно — опыт как-никак. Самые ценные советы дал мне коллега, несколько лет проработавший в пресс-службе одной из команд. «Я всегда беру с собой водку и активированный уголь — мало ли что там съешь. Да, и шлепанцы резиновые возьми. Душ далеко, бывают очереди, и в кабинке тебе будет не до переобувания». Любой лайф-коуч должен посыпать голову пеплом — он никогда не даст столь же полезного совета. Я послушался, хотя спиртное заменил дополнительным мешком активированного угля.
Машины сопровождения в день старта «Шелкового пути» в Москве. В Китай мы добрались самолетом, а «Тойоты» доехали сами. А потом вернулись обратноРалли-рейды имеют мало общего с ралли, хотя названия и созвучны. Примерно как водка и царская водка — перепутать их было бы большой ошибкой. Главное отличие ралли-рейда — протяженность и длительность. «Шелковый путь» с его двумя неделями гонки через три огромные страны (Россия, Казахстан, Китай) и дистанцией в 9608 км попадает в категорию марафонов — наиболее протяженных моторных гонок в мире. Надеюсь, организаторы не будут против, если я опишу его в двух словах как евразийский Дакар.
Каждый этап ралли-рейда состоит из лиозона (участка, где нужно показать не наибольшую скорость, а равномерность движения), частично пролегающего по дорогам общего пользования, и спецучастков, где нужно «валить на все деньги». И вот эти участки проложены по бездорожью. Они требуют огромного мастерства от пилота и титанической выносливости от техники, а сложная навигация заставляет штурманов показать все свои навыки.
Интересно, как можно обогнать гонку, если гоночные грузовики, внедорожники и багги несутся так, будто наперегонки колонизируют Марс? Очень просто: пока они шпарят по коварной пустыне, разбрасывая камни и поднимая пыль к облакам, мы едем на круиз-контроле по шоссе более коротким прямым маршрутом. Журналисты могут приехать на старт этапа, на финиш или посетить заранее намеченные организаторами фототочки — безопасные, с хорошим видом и проходимыми подъездными путями.
Мы прилетели в Урумчи утром единственного за две недели дня отдыха. Время — три часа вперед. После ночного перелета в тесном китайском «Боинге» мы ощущаем себя слегка б/у. Но по сравнению с участниками мы еще свеженькие. У них позади уже восемь этапов через Россию, Казахстан и запад Китая.
От города, который путеводители описывают как одну из культурных столиц Азии, мы увидели лишь дальние окраины. Бивуак расположился на территории огромного выставочного центра. Похожим мог быть московский ВДНХ, если бы его строили в двухтысячных.
Огромное пустующее здание для выставок и пресс-конференций лишь частично занято штабом, столовой и палатками участников, организаторов и журналистов. Комфортнее ночевать пусть и вне здания, но на грунте — мягче спать, чем на гранитном полу. Но грунта здесь почти нет — не разбивать же палатку на аккуратных клумбах. Весь день пытаемся войти в курс дела, а потом устраиваемся на ночлег. Да, все-таки на граните. Выезд назначен на пять утра.
Окраины китайских городов напоминают ближнее Подмосковье: вдоль шоссе растут целые районы высотных жилых многоэтажек. Но китайский колорит все же заметен: провода тянут поверху, закрепляя их целыми сетями на металлических столбах. Новые дороги отличного качества прокладывают повсеместно и очень быстро. А едут по ним старые закопченные грузовики — их здесь как будто больше, чем легковушек.
Позже мы узнали, что такое вот «ВДНХ», как мы видели в первый день, есть в каждом китайском городе, но чаще подобных выставочных комплексов несколько. Хотя бы один из них обязательно пустует — и принимает бивуак «Шелкового пути». Там, где располагаются люди, все приводится в парадный порядок. Но проходит ли здесь что-то еще — большой вопрос: заглянешь в дальнее крыло или на высокий этаж, а там толстый слой пыли, а то и нет отделки. Туалеты в виде огромного прицепа привозит грузовик, еще один прицеп — душевые. Кейтеринг работает, кажется, круглые сутки: через пару часов после окончания ужина персонал уже занимается завтраком, чтобы команды могли подкрепиться хоть в полпятого утра. Механики выезжают на следующий бивуак задолго до старта очередного этапа.
Спасибо организаторам за этот опыт: теперь я могу утверждать, что слухи о роскоши в автомобильных пресс-турах несколько преувеличеныВ первый же день на марше мы преодолели около 800 км. Радовались, что из трех моделей тойотовских медиаэкипажей нам достался Land Cruiser 200 — самый просторный и самый комфортный (были также Prado и Hilux). Впрочем, весь путь оказался идеально ровным шоссе, и бороться приходилось только с сонливостью. Однажды так будет выглядеть колонизация дальних планет с атмосферой: вокруг новейшей автомагистрали только пустыня и горы. Правда, вид гор за один день менялся пять раз. Из следов человеческого присутствия — лишь ветряки и линии электропередачи.
Мы бы и рады подменить водителя, но чтобы сесть за руль, нужны китайские права. Водителям медиаэкипажей выдают их прямо при пересечении сухопутной границы, нам же приходится довольствоваться ролью пассажиров. На свой страх и риск позже я все же сел за руль. Уверенности прибавило не столько международное водительское удостоверение (китайская полиция едва ли приняла бы их в расчет), сколько обклейка машины символикой «Шелкового пути». Медиаэкипажи никто не останавливает, а шлагбаумы платных дорог немедленно поднимаются перед ними.