Каково это — погонять по пустыням Китая за ралли-рейдом «Шелковый путь».

Maxim

В пекло и обратно: пытаемся проверить, что умеет Toyota Land Cruiser

«Собираешься на «Шёлковый путь»? Здорово, конечно… Если еще не поздно, откажись» — удивительно единодушно журналисты с большим опытом по части автоспорта спешили отговорить меня от поездки на китайскую часть ралли-рейда.

97425-ZDM1OTY5NGJhOQ.jpg

Правда, потом они смягчались и говорили, что один раз все-таки можно — опыт как-никак. Самые ценные советы дал мне коллега, несколько лет проработавший в пресс-службе одной из команд. «Я всегда беру с собой водку и активированный уголь — мало ли что там съешь. Да, и шлепанцы резиновые возьми. Душ далеко, бывают очереди, и в кабинке тебе будет не до переобувания». Любой лайф-коуч должен посыпать голову пеплом — он никогда не даст столь же полезного совета. Я послушался, хотя спиртное заменил дополнительным мешком активированного угля.

97504-ODE2NjI4NzZkNw.jpeg

Машины сопровождения в день старта «Шелкового пути» в Москве. В Китай мы добрались самолетом, а «Тойоты» доехали сами. А потом вернулись обратно

Ралли-рейды имеют мало общего с ралли, хотя названия и созвучны. Примерно как водка и царская водка — перепутать их было бы большой ошибкой. Главное отличие ралли-рейда — протяженность и длительность. «Шелковый путь» с его двумя неделями гонки через три огромные страны (Россия, Казахстан, Китай) и дистанцией в 9608 км попадает в категорию марафонов — наиболее протяженных моторных гонок в мире. Надеюсь, организаторы не будут против, если я опишу его в двух словах как евразийский Дакар.

97506-NGJiYmZmZDNlZQ.jpg

Каждый этап ралли-рейда состоит из лиозона (участка, где нужно показать не наибольшую скорость, а равномерность движения), частично пролегающего по дорогам общего пользования, и спецучастков, где нужно «валить на все деньги». И вот эти участки проложены по бездорожью. Они требуют огромного мастерства от пилота и титанической выносливости от техники, а сложная навигация заставляет штурманов показать все свои навыки.

Прокладка и подтверждение маршрута будущей гонки называется реконессанс. Грузовик КамАЗ и три пикапа Toyota Hilux (несмотря на грозный вид, это практически машины в заводской спецификации) проехали 11 тысяч километров, чтобы составить 1085 листов «дорожной книги». Фото — пресс-служба «Шелкового пути»

Интересно, как можно обогнать гонку, если гоночные грузовики, внедорожники и багги несутся так, будто наперегонки колонизируют Марс? Очень просто: пока они шпарят по коварной пустыне, разбрасывая камни и поднимая пыль к облакам, мы едем на круиз-контроле по шоссе более коротким прямым маршрутом. Журналисты могут приехать на старт этапа, на финиш или посетить заранее намеченные организаторами фототочки — безопасные, с хорошим видом и проходимыми подъездными путями.

97456-NTE0NjE1NDNjZQ.jpg

Мы прилетели в Урумчи утром единственного за две недели дня отдыха. Время — три часа вперед. После ночного перелета в тесном китайском «Боинге» мы ощущаем себя слегка б/у. Но по сравнению с участниками мы еще свеженькие. У них позади уже восемь этапов через Россию, Казахстан и запад Китая.

День отдыха в Урумчи. Если для пилотов это действительно передышка, то для механиков — такой же день, как любой другой. Фото — пресс-служба «Шелкового пути»

От города, который путеводители описывают как одну из культурных столиц Азии, мы увидели лишь дальние окраины. Бивуак расположился на территории огромного выставочного центра. Похожим мог быть московский ВДНХ, если бы его строили в двухтысячных.

97448-NTc3NjU0ZTBmNA.jpg

Огромное пустующее здание для выставок и пресс-конференций лишь частично занято штабом, столовой и палатками участников, организаторов и журналистов. Комфортнее ночевать пусть и вне здания, но на грунте — мягче спать, чем на гранитном полу. Но грунта здесь почти нет — не разбивать же палатку на аккуратных клумбах. Весь день пытаемся войти в курс дела, а потом устраиваемся на ночлег. Да, все-таки на граните. Выезд назначен на пять утра.

97449-NDA4YjI5YWM2NQ.jpg

Окраины китайских городов напоминают ближнее Подмосковье: вдоль шоссе растут целые районы высотных жилых многоэтажек. Но китайский колорит все же заметен: провода тянут поверху, закрепляя их целыми сетями на металлических столбах. Новые дороги отличного качества прокладывают повсеместно и очень быстро. А едут по ним старые закопченные грузовики — их здесь как будто больше, чем легковушек.

Позже мы узнали, что такое вот «ВДНХ», как мы видели в первый день, есть в каждом китайском городе, но чаще подобных выставочных комплексов несколько. Хотя бы один из них обязательно пустует — и принимает бивуак «Шелкового пути». Там, где располагаются люди, все приводится в парадный порядок. Но проходит ли здесь что-то еще — большой вопрос: заглянешь в дальнее крыло или на высокий этаж, а там толстый слой пыли, а то и нет отделки. Туалеты в виде огромного прицепа привозит грузовик, еще один прицеп — душевые. Кейтеринг работает, кажется, круглые сутки: через пару часов после окончания ужина персонал уже занимается завтраком, чтобы команды могли подкрепиться хоть в полпятого утра. Механики выезжают на следующий бивуак задолго до старта очередного этапа.

97497-ODNkZGU2OTE1OA.jpg

Спасибо организаторам за этот опыт: теперь я могу утверждать, что слухи о роскоши в автомобильных пресс-турах несколько преувеличены

В первый же день на марше мы преодолели около 800 км. Радовались, что из трех моделей тойотовских медиаэкипажей нам достался Land Cruiser 200 — самый просторный и самый комфортный (были также Prado и Hilux). Впрочем, весь путь оказался идеально ровным шоссе, и бороться приходилось только с сонливостью. Однажды так будет выглядеть колонизация дальних планет с атмосферой: вокруг новейшей автомагистрали только пустыня и горы. Правда, вид гор за один день менялся пять раз. Из следов человеческого присутствия — лишь ветряки и линии электропередачи.

Мы бы и рады подменить водителя, но чтобы сесть за руль, нужны китайские права. Водителям медиаэкипажей выдают их прямо при пересечении сухопутной границы, нам же приходится довольствоваться ролью пассажиров. На свой страх и риск позже я все же сел за руль. Уверенности прибавило не столько международное водительское удостоверение (китайская полиция едва ли приняла бы их в расчет), сколько обклейка машины символикой «Шелкового пути». Медиаэкипажи никто не останавливает, а шлагбаумы платных дорог немедленно поднимаются перед ними.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Когда появятся реактивные истребители шестого поколения Когда появятся реактивные истребители шестого поколения

Чем живет и дышит современная воздушная техника?

Maxim
Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

Лиза
Как просить прощения, чтобы тебя действительно простили Как просить прощения, чтобы тебя действительно простили

Как правильно просить прощения

VOICE
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья» Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья»

Хореограф-постановщик Денис Тагинцев — о том, что такое танец

Монокль
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Усиление прибрежных апвеллингов назвали угрозой для мигрирующих морских обитателей Усиление прибрежных апвеллингов назвали угрозой для мигрирующих морских обитателей

Гибель сотен морских животных оказалась связана с усилением апвеллинга

N+1
Качаться, чтобы передать потомкам хорошие гены: ученые говорят, что это может защитить их от болезней и ранней смерти Качаться, чтобы передать потомкам хорошие гены: ученые говорят, что это может защитить их от болезней и ранней смерти

Физические упражнения могут усиливать экспрессию генов, связанных с ростом мышц

ТехИнсайдер
5 бунтарок, изменивших мир: чему всем нам стоит у них поучиться 5 бунтарок, изменивших мир: чему всем нам стоит у них поучиться

Выдающиеся женщины, которые своим протестом изменили ход истории

Psychologies
Как избавиться от неприятного запаха в туалете: 10 простых лайфхаков Как избавиться от неприятного запаха в туалете: 10 простых лайфхаков

Простые лайфхаки, как сделать так, чтобы в туалете не пахло

VOICE
Юзуки Асако: «Масло». Гастрономический триллер, основанный на реальных событиях Юзуки Асако: «Масло». Гастрономический триллер, основанный на реальных событиях

Фрагмент из романа «Масло», вышедшего в издательстве «Рипол Классик»

СНОБ
Не только Fallout: 7 самых ожидаемых экранизаций игр Не только Fallout: 7 самых ожидаемых экранизаций игр

Какие фильмы по играм могут выйти в обозримом будущем?

Maxim
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Как выбрать встроенный электрический духовой шкаф: главные правила Как выбрать встроенный электрический духовой шкаф: главные правила

Электрические духовки разные ― у каждой модели свои параметры и особенности

CHIP
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
Где русская женщина, там всегда притяжение Где русская женщина, там всегда притяжение

Юлия Пересильд известна своей искренностью — это делает ее неуязвимой

OK!
«Без различия пола»: как женщины в России требовали избирательных прав «Без различия пола»: как женщины в России требовали избирательных прав

Суфражистки в России начали выступать позже западных, но добились своего быстрее

Forbes
Зеленый свет Зеленый свет

Составь витаминный букет из зелени в знак любви к своему организму

Лиза
На велосипеде по стране На велосипеде по стране

Как специалист по ракетам стала фанатом велосипедного туризма

Отдых в России
Прирожденные певцы: для чего и о чем поют птицы Прирожденные певцы: для чего и о чем поют птицы

О чем все время поют птицы? Зачем они это делают?

ТехИнсайдер
Общество нового чипа: почему так важен технологический суверенитет в области ИИ Общество нового чипа: почему так важен технологический суверенитет в области ИИ

Почему возможность производить процессоры и микрочипы — не только преимущество

Forbes
Секс, мода и рок-н-ролл: из жизни ушел Роберто Кавалли Секс, мода и рок-н-ролл: из жизни ушел Роберто Кавалли

Каким был итальянский модельер Роберто Кавалли?

Forbes
Теория суперструн Теория суперструн

Ученые нашли теорию, которая раскрывает все неразрешимые загадки Вселенной

Зеркало Мира
Разводиться или нет? 5 вопросов, чтобы принять решение Разводиться или нет? 5 вопросов, чтобы принять решение

Стоит ли решаться на развод? Чтобы все взвесить, ответьте себе на эти вопросы

Psychologies
Наталья Жванецкая: «Я была влюблена в Мишу еще до встречи с ним» Наталья Жванецкая: «Я была влюблена в Мишу еще до встречи с ним»

Этот год юбилейный — 90-летие Михаила Михайловича, запланировано много событий

Коллекция. Караван историй
«Джойка»: стоит ли смотреть байопик об американской балерине Большого театра «Джойка»: стоит ли смотреть байопик об американской балерине Большого театра

Что получилось из желания западных авторов понять загадочный русский балет

Forbes
5 шагов, которые помогут активировать ваши внутренние ресурсы 5 шагов, которые помогут активировать ваши внутренние ресурсы

Внутри каждого из нас есть ресурсы, которые мы не задействуем

Psychologies
Из центра на периферию: почему молодежь уезжает из мегаполисов Из центра на периферию: почему молодежь уезжает из мегаполисов

Почему молодежь все чаще связывает свое будущее с городами на периферии

ФедералПресс
Погрузчик из Чувашии не ищет легких путей на рынок Погрузчик из Чувашии не ищет легких путей на рынок

Чебоксарский завод силовых агрегатов решил побороться с китайскими поставщиками

Монокль
Открыть в приложении