В новом свете: почему умный дом прирастает за счет ламп и светильников
Вместе с общим снижением продаж в России электроники и техники для дома на 9% участники рынка по итогам первого полугодия фиксируют падение продаж и бытовой техники с умными функциями. По роботам-пылесосам и другим таким устройствам ударил уход из страны крупных зарубежных А-брендов, а также то, что соотечественники стали больше экономить, поясняют аналитики. Впрочем, россияне, похоже, распробовали умный свет — категории ламп, светильников и смарт-розеток, как и уже традиционно популярные умные колонки, продолжают свой рост: ассортимент здесь стал гораздо больше, чем прежде, и это самый простой способ сделать свой дом интеллектуальным, замечают эксперты.
Напылесосились
По данным оператора фискальных данных «Платформа ОФД» (ежедневно обрабатывает 50–55 млн кассовых чеков с более 1,1 млн онлайн-касс в России), продажи всей электроники и бытовой техники по результатам января – июня 2023 года в целом снизились на 9%. Однако выросли при этом в целом продажи устройств с указанием в наименовании «умный/smart» и др. — речь о колонках, лампах и светильниках, розетках и выключателях.
«В условную категорию умных гаджетов поставщики и продавцы обычно выделяют устройства, которые подключаются к интернету, могут управляться голосом, взаимодействовать с системами умный дом. Такая техника все основательнее входит в наш быт», — говорят в «Платформе ОФД». По данным компании, количество покупок таких устройств за первое полугодие 2023-го выросло на 24% по сравнению с первой половиной 2022-го. Средний чек увеличился на 5% — до 4801 рубля.
При этом количество покупок роботов-пылесосов в первом полугодии снизилось на 10%, а средний чек на такое устройство составил 17 000 рублей. Выросли продажи умных ламп и светильников — на 105%, средний чек не достигает и 1000 рублей. Количество приобретенных умных колонок также продолжает расти — в первом полугодии оно увеличилось на 84%.
«Колонки и умные пылесосы многие приобретали и ранее. Однако сейчас в лидеры продаж выходят смежные устройства, дополняющие формирующуюся инфраструктуру, простые в подключении и пользовании — светильники и лампы, которые управляются голосом через колонки», — отмечают в «Платформе ОФД».
«Драйвер роста рынка умного дома в России — виртуальные ассистенты. Также набирают популярность датчики, лампочки и другие устройства, позволяющие автоматизировать бытовые процессы», — говорит руководитель «Алисы» и умных устройств «Яндекса» Сергей Мельник.
Да будет свет
В сети «М.Видео-Эльдорадо» самыми популярными товарами по объему продаж за январь – июнь стали лампочки, розетки и датчики безопасности. Спрос на колонки с виртуальными ассистентами в сети объединенного ретейлера увеличился в два раза за год. Самый большой прирост также продемонстрировали умные лампочки (их продажи выросли в 2,2 раза), датчики утечки газа (+66%) и приборы управления (+65%). В январе – июне 2023 года штучные продажи устройств для умного дома показали рост на 56% относительно прошлого года, сообщили в «М.Видео-Эльдорадо».