«В Москву едут слабаки». Уральский предприниматель — о том, почему вести бизнес в регионах круче
Обычно переезд в Москву — это поиск ответа на один из двух вопросов: где лучше жить и где лучше работать. По качеству жизни Москва и Екатеринбург — одинаково плохие варианты, так что ответа на второй вопрос будет достаточно.
Когда живешь в совсем глухой провинции, переезд в столицу даёт шанс добиться большего карьерного, профессионального и финансового роста. Если же твой город — пусть провинциальный, но всё-таки мегаполис, — смена локации может оказаться бесполезной, а иногда и губительной для тебя и твоего бизнеса.
«Банно-водочный» подход
Лично для меня ключевой принцип — сохранение баланса. Прежде чем принять решение, я сравниваю, что отдаю (силы, время, нервы, ресурсы) и что получаю (деньги, самореализацию, интерес, власть, социальный капитал).
Мой основной бизнес (сервисы прокачки маркетинга) никак не представлен в офлайновой Москве — и это проблема. Виной всему — разница в подходах между столичными предпринимателями и их коллегами в регионах. Последние привыкли выбирать IT-сервисы в интернете: они вбивают запрос в поисковике, изучают варианты и останавливаются на оптимальном. Именно так на нас выходят компании в любом регионе, кроме двух — Питера и Москвы.
Столичные предприниматели покупают сервисы иначе. Во главу угла они ставят деревенский паттерн: «с этими мы водку пили, вон те нас в сауну водили, а вот с этими Вася работает». И чем крупнее клиент — тем сильнее срабатывает такой подход. Нас в этой «банно-водочной» повестке вообще нет, и единственный смысл релокации — попасть в неё.
Если я перееду в столицу и начну налаживать неформальные отношения с местными бизнесменами, наверное, и вправду «приду к успеху». Бизнес начнет расти в разы, а не на 40% в год, как сейчас. Да и я сам, как единственный основатель компании, стану богаче раз в пять.