Интервью с пианисткой и лауреаткой премии «Триумф» Полиной Осетинской

ForbesРепортаж

«В классической музыке господствует патриархат»: пианистка Полина Осетинская — о плате за оппозиционность и женщинах в профессии

В интервью Forbes Woman пианистка, лауреат премии «Триумф» Полина Осетинская рассказала, как музыкальная индустрия переживает новый локдаун, какую цену она платит за свободу высказывать свое мнение и как старается бороться с гендерными проблемами в профессиональной среде классических музыкантов

Юлия Шампорова

Фото DR

Полина Осетинская — известная пианистка, лауреат молодежной премии «Триумф». Она успешно выступает с гастролями в России и за рубежом, участвует в престижных европейских музыкальных фестивалях. Осетинская прославилась в очень юном возрасте как музыкальный вундеркинд. Уже в шесть лет она исполняла на концертах сложнейшие музыкальные произведения. В 13 лет пианистка вынуждена была бежать от абьюзивного отца, который был одновременно ее продюсером. О своем непростом детстве и отношениях с отцом Осетинская написала в книге «Прощай, грусть».

Полина, мы с вами встречаемся в связи с вашим участием в довольно необычном в мире классической музыки концерте, «Ликбез по классике», где вы в качестве приглашенного гостя выбрали для исполнения «Патетическую сонату» Бетховена. Расскажите об этом формате: это попытка доказать, что классическая музыка предназначена не только для эстетов?

— Думаю, да. Это попытка привлечь новую аудиторию через познавательный и интересный разговор о том, что такое классическая музыка. Грустно осознавать, что молодое поколение имеет очень среднее представление о музыке, и эта фаза общественной энтропии не может не сказываться на всей жизни общества. Чем оно более развито, чем осмысленнее подходит к понятию «музыка», тем выше его гармонический уровень.

С первых месяцев карантина нас захлестнула волна онлайн-концертов, постановок, которые сначала зрители потребляли очень активно, а потом волна энтузиазма быстро схлынула, и живое посещение театра стало цениться еще больше. Считаете ли вы, что подобный концерт может заменить живое исполнение? Как эта ситуация отразилась на индустрии в принципе, есть ли интерес к тому, чтобы проводить онлайн-концерты и тогда, когда это перестанет быть вынужденной мерой?

— Пандемия стерла какие-то иерархические границы. Несмотря на то, что для исполнителя играть в пустом зале — это абсолютное нарушение того энергетического сосуда, из которого рождается любое сильное художественное впечатление, то, что люди не могли увидеть или услышать по объективным причинам, вдруг стало доступно, невзирая на расстояние и временные рамки. Например, мой сентябрьский концерт из музея-квартиры Рихтера одновременно смотрело порядка 200 000 человек из разных стран. И с этой точки зрения, это хорошо.

С другой стороны, мы стали бояться людей в зале, зрители стали бояться приходить на концерты, стали воспринимать это как угрозу. Думаю, уйдет не менее сезона, чтобы преодолеть эту настороженность.

У классической музыки есть своя экономика, и значительным фактором является наличие в зале людей, которые купили билеты. Как показал опыт, люди неохотно покупают билеты на онлайн-концерты, они считают, что теперь это может быть в свободном доступе.

Как пандемия повлияла и продолжает влиять на ваши планы?

— У меня отменился дебют в Золотом зале Musikverein в Вене, в Гамбургской филармонии, отменились концерты в Праге, в Италии. Весь график жизни претерпел огромные изменения. Горизонт планирования схлопнулся до одного дня, и если еще два дня назад я думала, что у меня в Москве есть спектакли в Доме музыки с Ксенией Раппопорт, то сегодня я знаю, что их не будет. Вышли новые постановления о мерах предосторожности в Петербурге, и я понимаю, что мои декабрьские проекты должны быть изменены в связи с новыми правилами.

Пандемия нанесла удар по всем отраслям, и я боюсь, что многие не вернутся в бизнес. Что касается музыкальной отрасли, мы уже видим, что большое количество музыкантов, которые работают на фрилансе, вынуждено было переквалифицироваться. Оркестр «Метрополитен-опера» распущен до следующего года, и что будет с музыкантами, которые составляли его костяк, никто не знает. Многие коллективы, солисты, оркестры, очевидно, потерпят такой крах, после которого очень сложно будет оправиться. Количество людей, задействованных в любой отрасли резко сократиться, куда пойдут остальные люди, совершенно неясно.

Сейчас значительным ограничениям подверглась сфера культуры, по театрам и концертным залам ударили нормы в 25% на рассадку, при этом многие обращают внимание на полные вагоны метро и борты самолетов, где этих ограничений нет. Почему, на ваш взгляд, так происходит?

— Это вопрос приоритетов — того, что ставится во главу угла в общественном устройстве. У нас культура давно находится в положении Золушки. Видимо, недостаточно больших крупных лоббистов в государственных структурах для того, чтобы культура занимала подобающее ей место. Потому что общество, в котором нет культуры, по знаменитому выражению, обречено на гибель. У нас во главе стоит культура потребления, поэтому люди разучились мыслить категориями потребления духовного, не физического. К сожалению, это ведет к его деградации.

В Германии, например, была максимально оказана поддержка отрасли культуры, которой выделили чуть ли не 500 млн евро. Я уже не говорю о том, что каждый фрилансер безо всяких справок получил по 5 000 евро, которые позволили людям прожить несколько месяцев. У нас культуру никто не поддерживает, невозможно считать поддержкой 12 000 рублей, которые получили все ИП. Наше государство не берет на себя ответственность, и после последних ограничений вообще не понятно, кто выживет. Даже такие театры как Большой говорят о том, что 25% заполняемости — это губительно для экономики. Это выход в минус, даже не в ноль, учитывая себестоимость проведения представления, оперы или балета. У нас каждый пытается выплыть как может, без поддержки государства.

А вы для себя как решаете эту проблему?

— Меня спасает педагогика, потому что в ситуации отмены большинства концертов, я преподаю онлайн, даю частные уроки, и это позволяет как-то жить.

Онлайн-обучение сейчас тоже вызывает большие вопросы среди студентов и преподавателей, поскольку очень сомнительно, что творчеству, мастерству можно научить заочно. Каков ваш взгляд на эту проблему?

— Да, это действительно очень сложно, это отчасти является профанацией, потому что ты не можешь направить руки ученика, его аппарат, корпус, показать ему живое звучание. Это особенно трудно при работе с детьми. В этом смысле, каждый решает проблему самостоятельно, потому что при достаточных вложениях в процесс, наличие хорошей камеры, хорошего интернета, хорошей платформы для звукопередачи, можно найти приемлемый вариант, но мы все равно рассматриваем эту ситуацию как временную.

Я хотела бы расспросить вас про «Центр по поддержке профессионального здоровья музыкантов Полины Осетинской». С какими проблемами вы сталкиваетесь в его работе, есть ли среди них специфически женские? Кому помогает центр в первую очередь?

— Я придумала этот центр пять лет назад. В 2016 году мы провели первое мероприятие. Толчком для создания такого центра послужили мои собственные профессиональные проблемы, которые очень сложно решить, потому что специалистов в этой области очень мало. Центр существует сейчас в режиме онлайн-консультаций и онлайн-курсов.

Как показывает практика, здесь есть две самые большие проблемы. Первая — это сценический стресс, что применимо ко всем специалистам, чья профессия связана с выходом в сценическое пространство. Вторая — проблема переигранных рук, трудности с аппаратом. Если не знать специфики, не понимать, насколько связана наша эмоциональная и психологическая сторона с нашей физиологией, то можно совершить много лишних телодвижений и ошибок. Потому что, только отладив взаимосвязь между физикой и психикой, можно добиться какого-то устойчивого улучшения, не прибегая к сильным медикаментозным средствам. Классический врач доказательной медицины лечит, прежде всего, следствие, но не причину. Мы пытаемся докопаться до причины, и, таким образом, убрать следствие. Мы рассказываем, как можно построить физиологический рабочий процесс так, чтобы впоследствии не иметь проблем с аппаратом, и какие техники расслабления и регуляции стресса можно использовать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как научиться готовить: 11 скиллов, которые нужно освоить в первую очередь Как научиться готовить: 11 скиллов, которые нужно освоить в первую очередь

Список навыков, необходимых для начинающих кулинаров

Playboy
Неординарный Неординарный

Итальянский шеф Антонио Фреза вышел из матрицы как Нео

Собака.ru
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
«Волге» — 64 года. Раскрываем все секреты культовой модели «Волге» — 64 года. Раскрываем все секреты культовой модели

Китайский двойник, особая версия для спецслужб и другие тайны Волги

РБК
Это мой бренд: Олеся Шиповская Это мой бренд: Олеся Шиповская

Костюмы бренда Lesyanebo Олеси Шиповской носят Джиджи Хадид и Наталья Водянова

Glamour
Ретроградный Меркурий и президентская гонка Ельцина. Отрывок из новой книги Михаила Зыгаря Ретроградный Меркурий и президентская гонка Ельцина. Отрывок из новой книги Михаила Зыгаря

Фрагмент из книги Михаила Зыгаря о президентский выборах в России в 1996 году

СНОБ
Найдена странная галактика, продолжающая порождать звезды вопреки чудовищной черной дыре в центре Найдена странная галактика, продолжающая порождать звезды вопреки чудовищной черной дыре в центре

Эта галактика сумела продолжить образование новых звезд

Популярная механика
Отбелила кожу, убрала живот: как выглядела Ким Кардашьян до пластики Отбелила кожу, убрала живот: как выглядела Ким Кардашьян до пластики

Рассказываем о пластических операциях Ким Кардашьян

Cosmopolitan
Ученые зарегистрировали передачу вируса Чапаре от человека к человеку Ученые зарегистрировали передачу вируса Чапаре от человека к человеку

Вирус Чапаре может передаваться от человека к человеку в медицинских учреждениях

N+1
IT как оружие: нужно ли нам защищать свои лица так же, как мы защищаем свои счета IT как оружие: нужно ли нам защищать свои лица так же, как мы защищаем свои счета

Отрывок из книги «IT как оружие» о том, как IT-индустрия изменила наш мир

Inc.
Писатели и мода. Часть 2 Писатели и мода. Часть 2

Что Владимир Маяковский считал «самым красивым в человеке»?

Культура.РФ
Обещают жару Обещают жару

Почему-то наши маленькие новогодние клятвы редко касаются секса. А зря!

Cosmopolitan
«Дружелюбная мышь» оказалась древнейшим социальным млекопитающим «Дружелюбная мышь» оказалась древнейшим социальным млекопитающим

Вид Filikomys primaevus вел социальный образ жизни еще во времена динозавров

N+1
В свою пользу: как перестать соперничать с успешными родителями и начать жить В свою пользу: как перестать соперничать с успешными родителями и начать жить

Что, если родители добились успеха, а мы — нет?

Psychologies
Spider-Man: Miles Morales — игра, которая разбудит в вас ребенка. Обзор одного из флагманов новой консоли PS5 Spider-Man: Miles Morales — игра, которая разбудит в вас ребенка. Обзор одного из флагманов новой консоли PS5

Обзор продолжения Spider-Man, где нужно сыграть за Майлза Моралеса

Esquire
Мозг, исцеляющий себя Мозг, исцеляющий себя

Реальные истории людей, которые победили болезни и преобразили свой мозг

kiozk originals
«Почему нам сложно вас понять»: конфликт в паре глазами мужчин «Почему нам сложно вас понять»: конфликт в паре глазами мужчин

Попробуем рассмотреть семейный конфликт так, как его часто видят мужчины

Psychologies
А теперь — Горбатый!.. За что мы любим Армена Джигарханяна А теперь — Горбатый!.. За что мы любим Армена Джигарханяна

Армен Джигарханян ушел — и нам грустно. Хотя…

Maxim
Отрывок из нового романа Тове Дитлевсен «Юность» — о том, как героиня ищет себя, пока Гитлер собирается развязать Вторую мировую войну Отрывок из нового романа Тове Дитлевсен «Юность» — о том, как героиня ищет себя, пока Гитлер собирается развязать Вторую мировую войну

Первая и вторая главы из романа Тове Дитлевсен «Юность»

Esquire
Куклы в инвалидной коляске и со слуховым аппаратом: игрушки с особенностями Куклы в инвалидной коляске и со слуховым аппаратом: игрушки с особенностями

Инклюзия наконец дошла и до мира игрушек

Cosmopolitan
Вибратор и еще 6 предметов, которыми люди пользуются не по назначению Вибратор и еще 6 предметов, которыми люди пользуются не по назначению

Некоторые вещи изобретались не с той целью, с какой мы используем их сейчас

Maxim
Звезды, потерявшие детей: Ирина Безрукова, Джон Траволта и другие Звезды, потерявшие детей: Ирина Безрукова, Джон Траволта и другие

10 трагических историй о звездах, которые пережили своих детей

Cosmopolitan
Гигантских летучих кускусов предложили разделить на три вида Гигантских летучих кускусов предложили разделить на три вида

Ученые предложили разделить гигантских летучих кускусов на три вида

N+1
«Есть масса явлений, от которых мне стыдно, тошно, но это моя страна, и я никуда не уеду»: основатель «Вымпелкома» Дмитрий Зимин — о науке, лидерстве и филантропии «Есть масса явлений, от которых мне стыдно, тошно, но это моя страна, и я никуда не уеду»: основатель «Вымпелкома» Дмитрий Зимин — о науке, лидерстве и филантропии

Интервью с основателем компании «Вымпелком» Дмитрием Зиминым

Forbes
Когда в России прошла первая выставка кошек? Когда в России прошла первая выставка кошек?

Как и когда прошла первая отечественная выставка кошек

Культура.РФ
7 удивительных фактов о Зигмунде Фрейде, которые вы могли не знать 7 удивительных фактов о Зигмунде Фрейде, которые вы могли не знать

Старина Сигизмунд Шломо Фрейд и малоизвестные факты о его жизни и смерти

Популярная механика
Моя терапия: «Я пообещала маме и себе, что буду счастливой» Моя терапия: «Я пообещала маме и себе, что буду счастливой»

Когда мир рушится и все против нас, очень сложно найти опору в себе

Psychologies
Предков индейцев пуэбло уличили в топлении льда для выживания во время засух Предков индейцев пуэбло уличили в топлении льда для выживания во время засух

Необычный источник воды помог коренным американцам выжить в засушливом климате

N+1
Арсений Коган Арсений Коган

Он создал сервис, который позволяет легко переводить слова из печатных книг

Собака.ru
Блок питания Блок питания

Арина Кузьмина получила диплом health-коуча и заглянула в наши тарелки

Tatler
Открыть в приложении