Основатель «Партии еды» — зачем продал растущую компанию?

VC.RUБизнес

«В бизнесе надо просто не умереть по пути, есть вот такая задачка»

Основатель «Партии еды» и инвестор Михаил Перегудов рассказал vc.ru, зачем продал растущую компанию, из-за чего потом ушел из «Яндекса» и почему, став миллионером, мог бы больше не работать, но не стал.

1280
Михаил Перегудов

Кто такой:

  • Михаилу Перегудову 36 лет, до своего бизнеса он занимался рекламой: в том числе был PR-менеджером «Центра речевых технологий» и возглавлял службу маркетинга компании Webinar.ru.
  • «Партию еды» он запустил в 2014 году, сервис доставлял наборы продуктов и рецепты, по которым нужно было готовить блюда.
  • «Яндекс» купил «Партию еды» в конце 2018 года, перед сделкой у Перегудова было 17,1% в компании, он продал всю свою долю.
  • После сделки Перегудов чуть больше года проработал в «Яндексе» и ушёл в феврале 2020 года.
  • К концу 2021 года он партнёр и сооснователь венчурного фонда s16vc и основатель американского стартапа Pivot, который учит креативным профессиям.

Про «Партию еды»: как привлёк инвестора, зачем продал, как «Лавка» «съела» проект и что сам думает об этом спустя три года

Перенесемся в 2018 год. Ты продал «Партию еды». Зачем?

Мы всегда рассматривали возможность продать компанию. Хотя это не было самоцелью. «Партия еды» — венчурная история. У нас были инвесторы, которым надо отдавать деньги.

Часть из них не хотела продавать, а предлагала дальше растить бизнес, другие — хотели. А мы просто со всеми общались и смотрели, какие будут предложения.

Конкретно с «Яндексом» нам понравились условия, цена и сама компания — я всегда очень тепло относился к ней. Если бы у меня был выбор, кому продать компанию, я бы выбрал «Яндекс».

Какие у тебя ещё были варианты, кому продать?

У нас не было варианта прямо продать, у нас было ещё предложение от текущих инвесторов продолжать инвестировать в проект.

Наш основной инвестор хотел дальше развивать бизнес. И было предложение от одного фонда об инвестициях.

Основной инвестор — это Эдуард Тиктинский, основатель девелопера RBI?

Да.

Ты сам тогда хотел дальше развивать бизнес?

Я хотел, но в ходе переговоров «Яндекс» убедил меня и моих партнеров, что с ним это будет делать лучше, выгоднее, быстрее и т.д.

А сам верил, что у компании есть перспективы без «Яндекса»?

Конечно. Но спустя несколько лет мы видим, как изменился рынок. Тогда не так развита была готовая еда, не было доставки за 15 минут. Сейчас я не был бы так оптимистичен про нашу модель.

Насколько крупнее вы могли бы стать?

Если оценивать прямо сейчас, то можно посмотреть на то, что стало с прямыми конкурентами — Elementaree и «Шефмаркет». Такой была бы «Партия еды».

На момент сделки мы были первыми в этом сегменте, хоть и с небольшим отрывом. Мы были чуть крупнее остальных. Так бы и осталось. «Партия еды» генерировала бы 1-2 млрд рублей выручки в год.

Это был бы потолок для России?

Если бы мы не изменили модель и продолжали заниматься только доставкой готовых наборов с рецептами, то да. Рынок оказался такого размера.

Возможно мы бы посчитали, что эта ниша сужается или перестает расти, и тогда бы нашли другую. Но это невозможно предсказать.

Вообще в этом бизнесе сложно. Почти нет примеров в мире, чтобы компания из meal kit delivery сменила нишу. Есть одна успешная компания HelloFresh, она стоит на бирже больше $10 млрд (в начале декабря 2021 года уже больше $13 млрд — vc.ru). Она зашла в готовые рационы в духе Grow Food, стала покупать похожие компании, но в целом модель не сменила.

Было много попыток продавать наборы продуктов через ритейл — даже «Яндекс» пробовал это делать через «Яндекс.Лавку», но не сработало.

Elementaree пробовала заходить через «Утконос» и Х5, даже большие ритейлеры запускали продажу наборов. Но работают только подписки с недельными рационами.

До продажи компании нам казалось, что рынок будет намного больше. Но сейчас мы видим размер, и хорошо для нас, что мы тогда провели эту сделку с «Яндексом».

Ты считаешь, что поступил правильно?

Лично для себя — да. Но тут же есть не только финансовые вещи, есть личные аспекты. Это был классный опыт и самой сделки, которая, как мне кажется, обогащает предпринимателя, и работы потом в «Яндексе» — я там провел полтора года. После этого я смог заниматься другими вещами.

Без сделки бизнес бы вырос в несколько раз за эти несколько лет, но у меня бы не было возможности заниматься тем, чем я занимаюсь в 2021. С точки зрения денег и знаний я бы упустил много возможностей.

Вернемся в 2015 год. Тогда в компанию вошел Тиктинский, первый крупный инвестор. Про него ты говорил так: «Я не понимал, зачем кому-то из стройки мой бизнес с едой, но решил рискнуть. Оказалось, Эдуард — очень разносторонний человек, который многое дал проекту с точки зрения стратегии». Как вы с ним встретились и как ты привлёк человека не из своего окружения?

Эта цитата, по-моему, из РБК, она как-то грубовато звучит. Я не знал Эдуарда и перед знакомством думал, что девелопмент и наш мир технологий — это разные миры. Оказалось, что Эдуард прочитал о нас статью в журнале «Эксперт», ему понравилась идея, его сотрудники мне позвонили и попросили о встрече. Мы встретились, начали общаться. Через полгода он стал инвестором.

Есть интересная байка про эту статью. Мы тогда только начинали, и поначалу я вел блог, посты в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) писал активно, мы старались попадать в СМИ. Я полгода бегал за журналисткой Еленой Николаевой, лайкал её посты в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), и она в итоге согласилась написать про нас в журнале «Эксперт».

Мы встретились в «Кофемании», поговорили, она уже выключила диктофон и спросила не под запись: «А вы инвестиции собираетесь привлекать? И сколько?» Я сказал, что миллионов 40 рублей хотим привлечь.

Когда вышла статья, в конце было написано, что мы ищем инвестиции на 40 млн рублей. Тиктинский это прочитал. Во время переговоров мы торговались на разные суммы и оценки, но в итоге ровно 40 млн рублей мы от него привлекли. Такое забавное пророчество случилось.

Есть мнение, что нельзя сразу называть, сколько ты хочешь денег, потому что так будет сложнее торговаться.

Я думаю, это зависит от твоей стратегии. Лично мне кажется странно говорить через прессу точную сумму, которую хочешь привлечь. И если ты сейчас спросишь, сколько я хочу в свой проект привлечь инвестиций, я тебе не отвечу. Но тогда сработало хорошо.

Ты говорил, что Тиктинский много дал проекту с точки зрения стратегии. Чем именно тебе помог первый большой инвестор в тот момент?

Начну с первого: мы с ним до сих пор дружим, видимся каждую неделю. За последние шесть лет он стал человеком, с которым я больше всего общался. По крайней мере встречался точно чаще всего. Мы каждую субботу проводим вместе, не обязательно вдвоем, иногда в общей компании. Он стал моим другом — тогда это не было целью, но так случилось.

Он не приносил какую-то глубокую экспертизу с точки зрения еды, интернета, маркетинга, продукта, ИТ, когортных анализов, привлечения клиентов и технологии приготовления еды. Он не разбирался в этом глубоко, но нам это не было нужно, мы и сами в этом разбирались.

А всё остальное он дал с лихвой. Во-первых, он всегда был готов инвестировать дальше, это добавляло уверенности. У нас было ещё два раунда, мы закрыли их с его участием — он всегда был лид-инвестором. Мы всегда были открыты друг с другом, обсуждали планы и были уверены друг в друге — без хитрых переговоров или уловок.

Второе — он помог с точки зрения жизненного и предпринимательского опыта: как нанимать людей, как управлять компанией, как принимать важные стратегические решения.

Третье — он очень помог с переговорами, с тем же «Яндексом» он сыграл важную роль и многому меня научил. До этого у него были сделки, он привлекал инвестиции от Morgan Stanley, Deutsche Bank и западных инвесторов. У него богатый опыт, тем более девелопмент — это бизнес про сделки: нужно купить землю, ещё что-то. В этом смысле он был совершенно бесценным для нас.

После продажи ты до начала 2020 года проработал в «Яндексе» — за это время «Партия» стала «Яндекс.Шефом», а потом бренд совсем пропал. Что тогда происходило и следишь ли за тем, что осталось от твоей компании?

Мы развивали «Яндекс.Шеф» весь 2019 год, за это время выручка компании выросла на 50 или 60%, что не очень много на самом деле. Пока мы были сами по себе, в пике наш бизнес рос в три-четыре раза год к году несколько лет подряд.

 

1280

Параллельно в этот же год спонтанно появилась «Яндекс.Лавка», и это был самый невероятный рост, который я в жизни не видел. Всё было сделано на коленке, но развивалось феноменально быстро.

Такой рост связан именно с product/market fit, то есть продукт и рынок совпали — это подтверждено тем, что модель растёт сейчас везде, во всем мире, независимо от того, кто её делает. У всех она растет.

«Лавка» появилась в начале лета 2019-го, а в конце года ко мне пришел мой руководитель и сказал, что мой бизнес — подписка на рационы — он классный и растёт, но по прогнозам дойдёт только до нескольких миллиардов рублей выручки в год. И что они видят, как применить наш опыт и ресурсы в «Лавке», где перспективы бизнес-модели в сотни раз больше.

Тогда он предложил: «Давай это всё продавать через “Лавку”, зачем вам и им отдельные курьеры и приложения. Давай объединим, а подписку закроем». Тогда уже витала идея создать суперприложение. Нам было обидно, мы же делали этот проект. Но я согласился — это актив «Яндекса», он сам решает, как его использовать.

Мы договорились, что закроем подписку и переведем продажи в «Лавку». Тогда же начали делать готовую еду для «Лавки». ООО «Партия еды» до сих пор это делает. Тогда мы договорились, что закончим перестройку и я уйду из компании, потому что мне уже не хотелось оставаться.

Но время показало, что тогда «Яндекс» сделал всё правильно. Мы видим, что происходит: Лавка растёт быстро, а наборы развиваются медленнее, чем раньше — это видно по конкурентам. То, что сейчас «Партия еды» делает для «Лавки», её выручка и показатели бизнеса оказались сильно лучше, чем можно было ожидать.

Ты общаешься с кем-то, кто там остался? Как они относятся к изменениям.

Там мой партнер-сооснователь — Филипп Башьян. Он там работает до сих пор, всем управляет. Он доволен, но лучше у него спросить.

Про отношение к деньгами и мотивацию: зачем жить в стрессе, когда можно этого не делать, и почему не готов только считать инвестиции

После продажи компании у тебя появилось достаточно много относительно свободных денег. РБК ты говорил, что стал долларовым миллионером, то есть не меньше 70-80 млн рублей. Или больше?

Больше, но детали не комментирую.

Ты думал больше не работать, вложиться во что-то консервативное и отдыхать?

Думал. Эта идея мне не понравилась.

Пока я был в «Яндексе», то вообще ни о чем не думал, было не до этого. Сделка у нас была разбита на несколько частей: сначала я получил одну часть, потом другую. Когда я ушел, время освободилось, тогда и начал задумываться о планах.

Математическая возможность «положить на счёт и жить долго» была, да и сейчас есть. Но мне на тот момент было 35 лет — это не так уж много. Как-то это странно — заработать вообще-то не очень большие деньги и дальше сидеть, охранять их. Это не та цель, ради которой следующие 35 лет стоит жить.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Работа — стиль жизни, коллектив — семья: работники рассказывают о «тревожных звоночках» на собеседованиях Работа — стиль жизни, коллектив — семья: работники рассказывают о «тревожных звоночках» на собеседованиях

Какие высказывания нанимателей на собеседованиях считаются «тревожным звоночком»

VC.RU
Чудеса Кроноцкого заповедника Чудеса Кроноцкого заповедника

Тундра – это не скучно

Отдых в России
Как бренд косметики с маркетплейсов зарабатывает миллиарды за счет штата блогеров Как бренд косметики с маркетплейсов зарабатывает миллиарды за счет штата блогеров

В 2024 году VOIS первой в России стала нанимать блогеров в штат

Forbes
Стресс и даже проблемы с психикой: шесть основных причин выпадения ресниц Стресс и даже проблемы с психикой: шесть основных причин выпадения ресниц

Почему ресницы могут выпадать?

Cosmopolitan
«Ночные кошмары: Нарушения сна и как мы с ними живем наяву» «Ночные кошмары: Нарушения сна и как мы с ними живем наяву»

Что науке известно о галлюцинациях, связанных со сном

N+1
Плащ пьяницы и ещё четыре диких судебных наказания прошлого Плащ пьяницы и ещё четыре диких судебных наказания прошлого

Подборка жутких орудий наказаний родом из Средних веков

Maxim
Беседы с Михаилом Пиотровским: «Хороший тон: Разговоры запросто, записанные Ириной Кленской» Беседы с Михаилом Пиотровским: «Хороший тон: Разговоры запросто, записанные Ириной Кленской»

Отрывок из книги Ирины Кленской о музейных сокровищах и людях

СНОБ
10 удивительных пауков, способных вас напугать 10 удивительных пауков, способных вас напугать

На деле пауки далеко не всегда опасны, но всегда - интересны

Популярная механика
Самые любопытные игры, в которые мы играли в 2021 году Самые любопытные игры, в которые мы играли в 2021 году

Пять игр 2021 года, на которые стоит обратить внимание

Esquire
До слова «термос» была компания Thermos: история бренда, который внедрил новое слово и судился за него с другими До слова «термос» была компания Thermos: история бренда, который внедрил новое слово и судился за него с другими

История Thermos: как сделать товар из вакуумной колбы?

VC.RU
Жан Бодрийяр Жан Бодрийяр

Правила жизни Жана Бодрийяра

Esquire
5 стран мира с четырехдневной рабочей неделей 5 стран мира с четырехдневной рабочей неделей

Потому что два выходных — хорошо, а три — еще лучше!

Playboy
Очень плохие девочки: как женские банды сукэбан держали в страхе Японию Очень плохие девочки: как женские банды сукэбан держали в страхе Японию

Кто такие сукэбан, откуда они взялись и почему держали в страхе всю Японию?

Cosmopolitan
Все слышали про белый шум. Но что такое розовый, коричневый и синий шум? Все слышали про белый шум. Но что такое розовый, коричневый и синий шум?

Сколько цветов шума существует в мире и как они действуют на людей?

Популярная механика
Чаты, боты, персональные данные: как Райффайзенбанк общается с клиентами Чаты, боты, персональные данные: как Райффайзенбанк общается с клиентами

Райффайзенбанк: какую информацию собирают боты, как они общаются с клиентами?

Forbes
Даже если во всей технике будут одинаковые зарядки, бардак останется: почему «единый стандарт» USB-С не совсем единый Даже если во всей технике будут одинаковые зарядки, бардак останется: почему «единый стандарт» USB-С не совсем единый

Но даже у одинаковых внешне проводов могут быть разные характеристики

VC.RU
5 продуктов, которые помогут заснуть и лучше выспаться 5 продуктов, которые помогут заснуть и лучше выспаться

Что съесть перед сном, чтобы лучше спалось?

Популярная механика
Sehnsucht по родине Sehnsucht по родине

Анна Толстова о Константине Васильеве

Weekend
Что делать, если болит голова: причины мигрени и способы лечения Что делать, если болит голова: причины мигрени и способы лечения

Голова болит, трещит, раскалывается...Тебе это знакомо?

Playboy
Как запустить процесс коллективного воображения и эффективно генерировать идеи Как запустить процесс коллективного воображения и эффективно генерировать идеи

Отрывок из книги «Машина воображения» — о том, как генерировать идеи

СНОБ
Какие места в самолете считаются худшими Какие места в самолете считаются худшими

Какие кресла в самолете лучше не покупать?

Популярная механика
Гипервитаминоз Гипервитаминоз

Чем грозит слишком активное увлечение витаминами

Лиза
Юлия Харитонова: «Я изучаю все и везде!» Юлия Харитонова: «Я изучаю все и везде!»

Шеф-кондитер с 20-летним стажем о собственном бизнесе и настоящем шоколаде

Bones
Токены превращаются в люкс: 10 самых дорогих NFT-произведений на аукционах 2021 года Токены превращаются в люкс: 10 самых дорогих NFT-произведений на аукционах 2021 года

Список самых дорогих аукционных продаж NFT за год

Forbes
Улыбаемся и машем Улыбаемся и машем

Хватит уже планировать – пора начинать жить!

Добрые советы
Перемещает курсор и так помогает обхитрить программы мониторинга: как изобрели «двигатель мышки» Перемещает курсор и так помогает обхитрить программы мониторинга: как изобрели «двигатель мышки»

Вырос рынок приспособлений, которые помогают обмануть корпоративные трекеры

VC.RU
Китайцы всегда говорят «да»: особенности работы с партнерами из Поднебесной Китайцы всегда говорят «да»: особенности работы с партнерами из Поднебесной

Как работать и общаться с китайцами?

Inc.
Робинзонша: как изнеженная аристократка выжила на необитаемом острове Робинзонша: как изнеженная аристократка выжила на необитаемом острове

Французская аристократка Маргарет де Роберваль пережила приключение Робинзона

Cosmopolitan
Фильмы, которые оказались лучше книг Фильмы, которые оказались лучше книг

Тот самый момент, когда лучше не читать, а смотреть

Maxim
Экология Экология

Самой актуальной антиутопией по-прежнему остается климатическая

Esquire
Открыть в приложении