«В 90-е я бы носил малиновый пиджак». Правила потребления сооснователя Skillbox Дмитрия Крутова
В новом выпуске «Правил потребления» — рубрики, где Forbes Life изучает ценности бизнесменов, — сооснователь онлайн-университета Skillbox Дмитрий Крутов рассказывает, как неподготовленного человека могут раздавить большие деньги, сколько должен стоит рюкзак успешного бизнесмена и почему так важно самому покупать жене платья
В 2009 году Дмитрий Крутов с партнерами создал маркетинговое агентство Moskelle — чтобы не привлекать дорогие кадры, в агентстве решили сами растить новичков. Так в компании сформировалось отдельное направление с обучающими курсами по маркетингу и сопутствующим специальностям. В 2016 Крутов, Игорь Коропов, Сергей Попков и Андрей Анищенко на базе наработок Moskelle запустили онлайн-университет Skillbox с курсами по 5 направлениям: дизайну, программированию, разработке игр, маркетингу и управлению. В конце 2018 г. платформа получила Премию Рунета в номинации «Образование и кадры», а в 2019 — «Технологии и инновации». По состоянию на весну 2020 года в онлайн-университете обучается более 48 000 человек. Показатели выручки за 2017 год — 59 млн руб. В 2018 году компания вышла на показатель 350 млн руб выручки. По данным, предоставленным Skillbox, в 2019 году — 1 млрд руб. В компании работает 390 человек.
Изоляция — опасное время для сферы дистанционного образования
Не могу сказать, что мы ощущаем какой-то взлет в связи с коронавирусом. Да, мы предоставили возможность новым пользователям бесплатно попробовать наши курсы — здесь видим большой интерес. В остальном — только незначительный прирост активной аудитории. Наша аудитория, она очень специфическая. Это люди, которые уже приняли решение попробовать себя в диджитал, получить новую профессию. И это не спонтанное решение, к нему готовятся. Поэтому даже сейчас те, кто по разным причинам не имеют возможности работать и решили с нами что-то попробовать, все равно только пробуют. Потому что все-таки с нами нужно учиться. Это не развлечение.
Я вообще считаю, что сейчас очень опасное время для всей сферы дистанционного образования. Очень большой сейчас соблазн попытаться всех полным строем ввести в онлайн. И очень велик риск дискредитировать сам формат. Невозможно за месяц, даже за два научиться делать качественный продукт. Здесь скорость может сыграть злую шутку со всеми нами. Поэтому я к этому отношусь очень осторожно. Когда мне говорят: «Давайте мы сейчас за месяц все переделаем», я отвечаю: «Коллеги, мы готовы рассказать, как это делается. Готовы помогать, но давайте рассчитывать силы». Если сейчас просесть по качеству или привлечь новую аудиторию, которая еще к этому не готова, то можно очень легко испортить о себе впечатление.
Хочется, чтобы текущая ситуация, прежде всего, позволила случиться диалогу между нами, частными образовательными компаниями, и вузами. Потому что диалог с ними строится очень сложно, есть много юридических аспектов. Надеюсь, теперь хотя бы часть барьеров уйдет.
Думать о деньгах — пошло, но не думать — нельзя
Отношениям с деньгами никто никого не учит. Нет такой специальной программы в школе. Родителям тоже сложно разговаривать с детьми на эту тему. А как ребенку разобраться? У меня с деньгами был долгий, сложный путь. Никогда они не приходили легко, это всегда было какое-то испытание. И как к ним относиться, я тоже не понимал. Думать про деньги — вроде как пошло, но совсем не думать — нельзя. Их надо научиться зарабатывать, но если превратить деньги в цель, можно стать их рабом. Я не уверен, что и сейчас могу назвать свои отношения с деньгами гармоничными, скорее — противоречивыми. Хотя по иронии, их главную ценность я понял очень рано.